Двери Царствия отверсты, придите, насладитесь!

Сегодня многие из нас участвовали в Тайной вечере, в небесной трапезе, где Господь подает не роскошные яства, не заморские блюда, а Самого Себя дает в снедь верным. Это вершина любви, и эта любовь требует взаимности. «До ревности (Бог) любит дух, живущий в нас», как свидетельствует апостол Иаков, говоря о несовместимости любви к Богу и к миру (Иак. 4, 5). И если Бог идет нам навстречу, а мы не видим этого, занимаемся совсем не тем, то это большая наша беда.

Сегодня мы слышали в Евангелии притчу о званых на пир. Она как раз говорит нам о том, что Господь призывает на пир, а мы под разными предлогами отказываемся. Занимаемся суетой, какими-то своими пристрастиями и не видим, что перед нами открывается дверь в Царствие Небесное, что Господь дает нам такое, перед чем меркнут все сокровища мира. Он дает нам полноту бытия, вечное блаженство, все Свое и Самого Себя. А мы не можем оторвать взора от земли, ковыряемся в песке и грязи. И есть немалая опасность проспать Царство Небесное, свое спасение.

В притче некий царь устраивает роскошный пир, перед этим долго к нему готовясь, и приглашает дорогих себе людей, но они за повседневными заботами отказываются прийти. Одному нужно волов испытать, другому поле проверить и т.д. И вот Господь понятным языком объясняет нам всю несуразность такого поведения. Ведь если мы приготовим угощение, позовем любимого человека, а он скажет: «А мне не хочется, я лучше семечки погрызу», то нам, конечно, будет обидно. Такой его ответ будет свидетельствовать о пренебрежении нашей любовью.

Вот это и происходит, к сожалению, в мире. Нас здесь в воскресный день собралась малая горстка, малое стадо Христово. Кто-то еще не смог прийти или в другом месте молится. А основная масса людей просто не видит и не чувствует того, что Господь нам дает. Вот это сердечное нечувствие – великая трагедия мира. Поэтому Господь и посещает людей скорбями, искушениями, чтобы они не спали, чтобы услышали зов любви, увидели простертые к ним руки Господа и откликнулись.

Однако можно и прийти на пир, но оказаться недостойным его. Если Господь зовет, то не для того, чтобы просто попользоваться дарами и не изменить своей жизни. Да это и невозможно, оставшись в своих старых одеждах, оскверненных грехами, прийти на вечерю, возлечь со Христом, со святыми и вкушать вечные блага. Так не бывает. Человек, пришедший на брак и оказавшийся в небрачной одежде, как сказано, будет связан по рукам и ногам и извергнут вон, в ту же тьму кромешную, за пределами Царствия Небесного, где останутся и пренебрегшие приглашением. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27), а «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9). Никто, назвавшись христианином, не может остаться прежним, он должен отложить ветхие греховные дела, взять крест и следовать за Господом.

Сам образ вечери, пира, трапезы Господь употребляет для нас, неразумных, чтобы наглядно показать, какое это наслаждение, какая радость, какое счастье и блаженство быть с Богом, участвовать в трапезе Господней. Конечно, Царствие Небесное – это не пища и питие, это торжество духовное, радость неизреченная, которую никто в этом мире не испытал в полноте и представить себе не может, но Господь дает нам образ. Все вообще доброе, разумное, приятное и гармоничное в этом мире есть отражение Царства будущего века, центром которого будет совершенный и всеблаженный Бог. Но самым великим прообразом вечного блаженства, по сути, уже началом Царствия Божия на земле является Евхаристия, небесная трапеза, причастие Святых Христовых Таин.

Все мы здесь собрались не просто, чтобы помолиться о себе и своих близких, но чтобы иметь благодатное общение со Христом. Вся Церковь для того и основана Господом на земле, чтобы мы, земные, могли причащаться небесной благодати, чтобы наше человеческая природа приобщалась Божественному естеству. Поэтому, когда Господь призывает: «Придите, ядите», нужно стараться приступать к Святым Тайнам, участвовать в этой небесной трапезе.

Конечно, надо и готовиться к Приобщению постом и молитвой, понимать ответственность и ценить милость Божию, но не уклоняться от Причастия под предлогом своего недостоинства или недостаточной подготовки. Живому духом человеку свойственно жаждать этого общения со Христом в Таинствах, стремиться напитать душу небесным хлебом. Всякий христианин должен регулярно, не реже раза в месяц, причащаться, чтобы быть на Лозе и духовно не засохнуть, чтобы быть в едином теле Христовой Церкви, чтобы Кровь Господня, благодать Божия, напояла наши души и сердца. И тогда мы будем все одно во Христе, о чем и молился Господь в Своей прощальной беседе.

Поэтому милость Божия, что у нас здесь, в Сызрани, есть настоящая своя поместная Церковь, и ее епископ, образ Христа на земле, имеет своей главой непосредственно Господа нашего Иисуса Христа. И вот эту Церковь, эту ветвь лозы Христовой мы все призваны вместе украшать, укреплять и возрастать вместе с ней во Христе. Чтобы здесь, на этой благословенной земле, уже сейчас открывалось Царствие Божие, и как можно больше людей еще спящих, еще не видящих из-за повседневной суеты открытых дверей Царствия, еще не слышащих по причине своих греховных пристрастий зова Небесного Отца, откликнулись, приступили к духовной трапезе и наследовали свою часть блаженства, которую дает Господь всякому желающему. Аминь.

Произнесена 22 сентября 2019 г. в Неделю 14-ю по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань.