Господи, умножь в нас веру

Только что в Евангелии мы слышали повествование о том, как Господь явился святой Марии Магдалине, а затем шедшим в Эммаус двум Своим ученикам. Мироносица и ученики последовательно сообщили эту благую весть другим ученикам, «плачущим и рыдающим», но те им не поверили. Когда люди охвачены скорбью, страхом или смятением, тогда ум их помрачается сомнениями, а вера оскудевает.

Святая равноапостольная Мария Магдалина, из которой, как мы узнаем из Евангелия, Спаситель изгнал семь бесов, не понаслышке знала, что такое сила вражия, и как Господь Своей благодатью может ее отгонять. Поэтому вера у нее была сильной и живой, которую не так легко было погасить. И двое учеников, апостолы от семидесяти Лука и Клеопа, хотя до встречи со Христом имели еще сомнения и недоумения, однако после Его им явления совершенно уверились в Его воскресении. Их горящие сердца свидетельствовали о том, что Сам Господь с ними беседовал.

После этого Христос приходит к прочим апостолам и укоряет их за неверие и жестокосердие, потому что за словами свидетелей они не увидели исполнения обетованного пророками. Это явление Господа сильно укрепило учеников в вере. В другом месте Евангелия говорится, что Господь, пройдя в горницу сквозь закрытые двери, преподал им мир и, дунув, сказал: «Примите Духа Святого» (Ин. 20, 22). И ученики, до того момента мучавшиеся страхом и сомнениями, исполняются веры и дерзновения, чувствуя сердцем, что с ними Господь.

А апостол Фома, не получивший Духа, потому что его тогда в горнице не было, продолжал сомневаться, пока самолично не увидел и не пощупал Христовы раны. Когда же Господь явился и ему, тогда он тоже исполнился веры, исповедуя: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). Действительно, вера от Духа – это дар Божий. Если Господь не даст ее, не вдохнет ее в наши сердца Своею благодатью, мы не способны веровать.

С другой стороны, вера умножается жизнью по вере. Прося у Бога веры, мы должны стараться жить достойно Евангелия, хотя и не достигли еще совершенства. Потому Господь, укорив учеников за духовную незрелость, тем не менее сразу же посылает их на подвиг: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». При этом Спаситель обещает им, что с ними и с уверовавшими будет благодать Его и будут совершаться чудеса: они будут изгонять бесов, брать в руки змей, даже если яд выпьют, это не им не повредит, будут исцелять недужных.

Конечно, в наше время мы не наблюдаем таких плодов и таких знамений, сопровождающих веру, отчасти от нашего маловерия, а отчасти от того, что тогда была другая, особая эпоха. Господь давал великие силы и знамения, чтобы основать на земле Церковь и привлечь в нее спасаемых. А потом Он постепенно умаляет эти дары, чтобы мы сами трудились в смирении, стараясь покорить мир не внешне, не силою чудес, а внутренним своим светом, внутренней силой увлекая за собой других.

Впрочем, и сегодня верующие получают силу наступать на змей и скорпионов – преодолевать внешние и внутренние искушения, попирать вредные помыслы, спасаться от стрел врага. Сначала мы утверждаемся в добродетели на внутреннем уровне, учимся взирать на всех простым и добрым оком, а потом и во внешнем противостоим злу и клевете. Когда нам про кого-то рассказывают дурное, мы не верим, потому что привыкли во всяком человеке видеть образ Божий и всех оправдывать. Такая вера не бывает посрамленной.

Настоящему христианину и яд духовный не наносит вреда, и бесы от него разбегаются, и болезни не пристают, и это все, начинаясь на духовном уровне, распространяется и на внешнюю жизнь. Таким образом, верующий, живя благочестием, восходит от силы в силу и ощущает в себе плоды и знамения подлинной веры во Христа.

Поэтому мы будем просить Господа умножить в нас веру и в то же время стараться поступать по вере, чтобы и другие люди, глядя на нас, избрали в своей жизни этот спасительный путь следования за Христом. Аминь.

Произнесена 21 сентября 2019 г. на Всенощном бдении Недели 14-й по Пятидесятнице в Казанском соборе. На 3-е Евангелие на утрени (Мф. 22, 1-14).