Пастыри и соработники на ниве Христовой, дорогие братья и сестры, благодарю за совместную молитву и за ваши поздравления! Первый раз в жизни у меня такое вот принародное празднование моего скромного Дня рождения. Конечно, я бы предпочел перенести акцент на праздник Рождения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, отдание которого мы сегодня совершаем, а также на Перенесение мощей святого праведного Симеона Верхотурского, который для меня немало значит. Он является покровителем Урала, тех мест, где проходило мое предыдущее служение, и по молитве к нему я получал просимое.

И конечно же, очень радостно слышать, что все отцы, все мои собратья во Христе, как сказал Секретарь епархии, горят желанием послужить умом и сердцем Богу на этой благословенной земле. И я верю, что это так, что мы на самом деле будем приносить здесь достойный плод Господу. Но как мы можем лучше это осуществить?

Сегодня мы слышали наставления апостола Павла «неразумным галатам», которые от Евангельского идеала вновь обратились к иудейским запретам: не прикасайся, не трогай, не вкушай, снова стали наблюдать дни и месяцы. Святой Павел укоряет их в том, что они, познав истину и вкусив благодати, вновь возвращаются под иго закона, к жизни по стихиям мира сего. Ведь закон был дан временно, пока не придет спасение от веры, он является «детоводителем» ко Христу до наступления Нового Завета.

После грехопадения в человеке неразделимо перемешалось добро и зло, порок, как следствие удаления от Творца, исказил образ Божий в человеке и мешал ему вернуться к общению с Создателем. И когда Господь призвал падшее человечество ко спасению, к идеалам подлинной духовной жизни, оно не было готово. Человек, забывший счастье пребывания с Богом, не понимал, в чем его вина и в чем проблема, зачем ему надо стремиться к духовному. И вот Господь сначала через Авраама призывает всех верующих, заключая с ними Завет и указывая цель – любовь и преданность Богу, а потом вводит закон, который можно сравнить, наверное, с каким-то густым лесом.

Указана цель – вершина горы в ослепительном свете, и неопытному путнику кажется, что добраться туда нетрудно, но это не так. Чтобы человек понял, зачем ему штурмовать неприступные вершины и какие для этого нужны качества, чтобы он закалился в борьбе, ему необходимо пройти через эти дебри, леса и болота закона, где много неудобных установлений – это делай, и жив будешь, а это не делай, иначе будешь наказан смертью.

Цель закона в том, чтобы мы познали свою немощь, познали то, что без Бога ничто не можем исполнить сами, что нет в нас жизни и спасения. И вот когда мы измучаемся, когда поймем свою полную беспомощность без Господа и научимся простирать к Нему руки веры, тогда Он и поддержит, и вознесет над препятствиями, и научит ходить не только по горизонтали, но и духовно подниматься вверх. Подает же Господь Свою помощь лишь смиренным, лишь тем, кто взывает к Нему и не полагается на свои силы.

И вот иудеи застряли в лесах, болотах и дебрях, а мы Божией милостью пришли к новому закону, закону любви, который возвышает чад своих над буквой закона, над всякими формальными указаниями и возносит к небесным идеалам. Апостол Павел говорит, что закон был детоводителем ко Христу. И наследник, пока маленький, похож на раба и исполняет положенное, чтобы укрепиться духом, чтобы возрасти и вступить в наследство. Но сейчас, когда нам дан дух свободы во Христе, господство над вещественным, когда Спаситель дал нам Евангельское учение, пример и силу жить достойно Царствия Небесного, стыдно возвращаться к теням и порабощать себя мертвящей букве.

Поэтому хочется пожелать отцам и всем нам возрастать духом, чтобы вознестись над законом, чтобы не нужно было уже напоминать, указывать и наказывать, чтобы каждый жил законом любви в его сердце. Ибо любовь есть исполнение всего закона и всех заповедей. И чтобы действительно, как сказал о. Михаил, все мы в одном духовном порыве устремлялись ко Господу, служили Ему всеми своими силами. И тогда Господь Своей благодатью непременно подскажет нам способы реализации этой любви, пути достижения цели: как нам стоять пред Богом, как нам говорить с людьми, как устраивать дела на земле.

И я как архипастырь тоже буду духовно возвышаться, а не нисходить до укоров и наказаний, не погружаться в бесконечные распоряжения. И мы молимся, чтобы Господь дал нам это преуспеяние духовное, которое открывает очи сердца и ума, которое окрыляет душу. И тогда Церковь Божия цветет, исполненная Духом Святым, и пребывает вся вкупе со Христом Господом. Спаси вас Господи за молитвы и добрые пожелания! Господь Своею благодатию да исполнит все наши прошения во спасение! Аминь.

Произнесена 25 сентября 2019 г. в среду 15-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Казанском соборе г. Сызрань. Зачало: Мк. 6, 7-13 (23).