Я изолью воды на жаждущее

Сегодня мы, дорогие братья и сестры, собрались, чтобы почтить память великого святителя и угодника Божия Николая, нашего безотказного помощника и заступника.

И в этот день, на его святую память, мы всегда читаем Евангелие о том, как Господь исцеляет больных, изгоняет бесов и проповедует Царствие Божие. «Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 19).

Господь никому не отказывает, но Он пришел не для того, чтобы поправить наше телесное или душевное здравие, а для того, чтобы сделать людей качественно новыми, духовными, показать им путь к блаженству. Не просто напоить водой, но открыть в каждом сердце неиссякаемый источник благодати; не телесную хромоту исправить, но каждой душе даровать жизнь вечную. Благодетельствуя душе и телу, Он открывает им духовную мудрость: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь, блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6, 20-21).

Восполняя наши телесные нужды и недостатки, Господь призывает нас не довольствоваться земным, но искать небесного, не пытаться поуютнее устроиться в этой жизни, но взыскать грядущего вечного Царства правды и любви.

Так и святитель Николай, который безотказно исполняет даже самые обыденные, житейские просьбы, призывает нас подняться над человеческими нуждами и искать большего, Самого Источника благ. Не только пользоваться дарами его любви, но и подражать его святому житию, его блаженному служению Богу и ближнему. Потому что все, что он имеет и раздает, он получил от Господа за ревность в благочестии и усердие в добродетели. Во Святом Духе он видит все наши нужды и прошения, у Бога черпает силы, спеша на помощь страждущим и погибающим.

И мы, если не приобщимся благодати Святого Духа, не примем в себя свет и жизнь от Самого Христа, так и останемся мрачными, немощными, требующими постоянной помощи извне, гонимыми неизбежной смертью и всевозможными страхами.

Сегодня мы празднуем память еще одного великого святого – пророка Божия Исаии, которого называют ветхозаветным евангелистом за множество пророчеств о Христе. В одном месте он говорит, что человечество будет терпеть бедствия, «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (Ис. 32, 15). Пустыня – нищие духом, т.е. взыскующие Господа, – станет садом, а самодовольные, пресыщенные иудеи, называющие себя садом Божиим, превратятся в дикий, дремучий лес, обреченный на вырубку, как говорит Господь: «Всякий сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится» (Мф. 15, 13).

Чтобы получить благодать Святого Духа, мы должны стремиться к этому, жаждать и просить оправдания и освящения от Бога. Дух Божий не придет в сердце, исполненное страстями и пресыщенное земными удовольствиями. «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее, – говорит св. Исаия от лица Господа патриарху Иакову, – излию Дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Ис. 44, 3-4).

Действительно, праведники среди прочих людей, как ивы среди травы. Они жаждут благодати, оправдания в Боге и растут к небу, постепенно становясь великими. А трава, хотя и находится при источнике воды, не растет, она не жаждет воды, не вмещает ее много и потому остается маленькой, не поднимается высоко от земли.

И все святые, творя чудеса, помогая и исцеляя, ведут нас к истинному Помощнику и Врачу – Христу, к единственно важному чуду, чуду соединения с Богом. Утешая нас, они призывают взыскать Божественного Утешителя, Духа Истины, Который придет и наставит нас на всякую истину.

Итак, будем просить святителя Николая и других святых помощи и заступления в этой земной жизни, но при этом не будем забывать о главном, о том, что и сами мы призваны стать носителями благодати. Подражая в своей жизни святым, будем следовать за ними к Источнику их сил и чудотворений – Христу, просить у Него ниспослания нам Утешителя Духа, чтобы Отец, Сын и Святой Дух вселились в обителях наших сердец, исполнив их жизни вечной и радости. Аминь.

Произнесена 22 мая 2018 г. на Литургии в храме св. царицы Александры РДМ в Иерусалиме.