Предвоскресный покой

В субботу принято поминать усопших, потому что это день покоя. В этот день Творец, создавший мир и человека, почил от трудов Своих. В этот же благословенный день Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, покоился Своей пречистой плотью во гробе, отдыхая от подвига творения нового, духовного человечества, в то время как дух Его сошел в ад и проповедовал Царствие Божие умершим.

Для всякого человека субботний покой начинается с момента его смерти и длится вплоть до Второго пришествия Христова и Страшного суда. Тогда каждый прекращает всякую земную деятельность, успокаивается от дел, ожидая всеобщего Воскресения и своей участи в вечности.

Но суббота временна, после нее всегда наступает воскресенье. Господь, сотворив этот мир и даровав бытие всякой твари, почил от дел Своих в седьмой день, но предопределил и наступление восьмого дня – жизни будущего века. И это благословенное время началось в тот самый момент, когда Господь наш Иисус Христос воскрес от Гроба, Первенец из мертвых, чтобы открыть светлый путь восхождения для всякой души, желающей спасения.

С этого момента Царствие Небесное пополняется новыми душами, которые ныне только предвкушают вечное блаженство, пока не соединятся с воскресшими телами. Для живых же это таинство будущего века, нового бытия, начинается в момент Крещения, когда посеянное в сердце семя благодати возрастает изо дня в день, пока не сделает душу достойной Неба.

Итак, суббота – день покоя, ожидания суда и воскресения к новой жизни. Но сегодняшняя суббота – особенная, это последний день Ветхого Завета, завершение творения Церкви на земле, и потому не случайно в сегодняшнем Евангельском и Апостольском чтении звучит окончание Евангелия и конец книги Деяний. Эта суббота сменяется воскресением Церкви, ее духовным рождением, снисхождением на нее Духа Святого в день Пятидесятницы, подобно тому, как творение человека завершилось тем, что Бог вдунул в него дыхание жизни.

В эту субботу, как и в субботу Мясопустную, которая предваряет воспоминание Страшного суда, мы поминаем всех от века усопших православных христиан. Эти две субботы называются родительскими, потому что наш священный долг молиться о тех, кто привел нас в эту жизнь, о всех прежде почивших отцах, праотцах и сродниках наших. Но эти две субботы носят также название вселенских, и это не менее важно. В эти дни мы соборно молимся о всей Церкви, воинствующая ее часть о торжествующей и покоящейся, земная составляющая – о небесной, многократно превосходящей ее по численности.

Молитва живых об усопших – это, с одной стороны, единственное средство помочь умершим о Господе, улучшить их духовное состояние до Суда, а с другой – это свидетельство нашего единства во Христе. Мы вместе составляем полноту Церкви как тела Христова, один организм, где боль и нужда одного члена переживаются как свои всем телом. Как в муравейнике или в большой стае птиц, где все подчинено одной цели, каждый трудится в меру сил и способностей и восполняет недостатки других.

Ученые говорят, что перелетные стаи преодолевают огромные расстояния, потому что в полете между птицами возникает очень сильное электрическое поле, которое распределяет силы и поддерживает слабых и уставших. А человек, оказавшийся в этот момент в этой стае, может даже получить поражение током. Так же и в Церкви сила нашей совместной молитвы живых об усопших и усопших о живых, ибо у Бога нет мертвых, но все живы, переходит от одного к другому, всякого укрепляет, очищает и освящает, а хищных демонов, приближающихся к стаду Христову, поражает.

Наша взаимная молитва друг о друге подобна крови, циркулирующей в теле Церкви, которая проникает во все ее жилы и капилляры, восполняет потребности каждой клетки, оживляет всякую душу.

В этот особый день, когда приближается снисхождение Святого Духа как венец, завершающий акт домостроительства спасения человечества, мы молимся о даровании Утешителя всякой душе христианской, всем чающим Христова утешения. Молясь об усопших и желая им того же, что и себе, т.е. прощения грехов и Царства Небесного, мы исполняем величайшую заповедь Христа о любви к ближнему, как к самому себе, и угождаем Спасителю, положившему Свою душу за каждого человека.

Душе Святый и Животворящий, «Имже всяка душа живится и чистотою возвышается», приди к нам, живым и умершим, презри наши грехи, восполни наши немощи, да будем единой Церковью Христовой, святой и непорочной, чтобы в день сошествия Святого Духа вместе, едиными устами и единым сердцем, прославить Бога, в Троице поклоняемого, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Произнесена 26 мая 2018 г. в Родительскую субботу на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.