Сегодня Церковь воспоминает явление Креста на небе в Иерусалиме в 351 году. Господь явил это знамение, когда многие христиане увлеклись еретическим учением Ария, и даже сын Константина Великого император Констанций уклонился в арианство. Еретики утверждали, что Сын не равен Отцу, называли Господа нашего Иисуса Христа творением. Тогда на небе днем явился Крест, простиравшийся от Голгофы до Елеона. Он переливался всеми цветами радуги, сиял ярче солнца и был виден всем жителям Иерусалима.
Господь являет на небе Крест, чтобы напомнить людям некогда сказанное через пророка Исаию: «Как небо выше земли, так Мои пути выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 9). Может ли человек соревноваться с Богом в разуме?!
Изначально человечество было призвано познать Творца, но, когда, по Апостолу, «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, тогда благоугодно было Богу юродством проповеди (Креста) спасти верующих» (1 Кор. 1, 21). Крест есть знамение пререкания для рационального мышления. «Ибо, – как говорит тот же Апостол, – и иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных… Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 22-24).
Крест – это призыв к людям покаяться, смириться, оставить свои мудрования и прислушаться к тому, что говорит им Бог. Вразумляя гордое человечество, Господь специально избирает немощное и немудрое мира, чтобы посрамить сильных и разумных, да не хвалится пред Богом никакая плоть (1 Кор. 1, 27-29). Чтобы проникнуть в тайны Божии, нужно самому стать духовным, получить новое рождение, ум Христов. Поэтому первой проповедью Господа на земле были слова: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 14).
Крест имеет две составляющие: вертикальную, символизирующую волю Бога, и горизонтальную – человеческое произволение. Направлены они в разные стороны и соединяются только в центре – во Христе, совершенном Богочеловеке, Который примирил на Кресте Небо и землю, Божество и человечество. В Нем мы обретаем мир, исполнение воли Божией и полноту бытия.
Люди же, как правило, мыслят земными категориями, мерят по себе и даже в области веры и философии мудрствуют по-человечески. Подобно эллинам ищут мудрости, но не от Бога, а житейской, душевной, подобно иудеям требуют чудес, но лишь для того, чтобы подтвердить свои собственные построения и убеждения. Не полезно нам искушать Бога.
В сегодняшнем Евангелии Господь говорит иудеям: «Если не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин. 10, 38). Современники Христа видели, как Он творил чудеса: исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, как Он читал помышления и со властью повелевал стихиями и человеческими душами. А сегодня мы знаем намного больше чудес, чем жившие тогда. Мы знаем, как Он умер и воскрес, знаем, как Дух Святой сошел на Его последователей, как Церковь победоносно прошла по миру, совершенно его изменив. А сколько чудотворений совершено святыми, сколько чудес Господь сотворил в нашей жизни, неужели нам нужны еще какие-то подтверждения и знамения?! Если люди ищут новых чудес, значит, их все это не удовлетворяет, им хочется подтвердить какие-то свои измышления или угодить страсти тщеславия. Искание чудес нескромно и опасно, потому что враг коварен и в конце времен будет даже сводить огонь с неба, чтобы уловить и избранных.
Итак, дорогие братья и сестры, будем довольствоваться многочисленными дарами и откровениями Бога. Не будем изобретать новое, но постараемся постигнуть открытое нам в Священном Писании, в Предании Церкви, в духовном опыте многих поколений христиан и в собственном сердце. Приблизимся к Богу в молитве, соединимся с Ним в Таинствах, чтобы Он просветил наш ум, освятил сердце и преобразил душу небесной благодатью. Это и будет самым главным и спасительным чудом – мы познаем Господа нашего Иисуса Христа, Божию силу и Божию Премудрость, и в Нем обретем жизнь вечную. Аминь.