Об опасности подмены главного второстепенным

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин. 10, 17-28).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память праведного Иова Многострадального – святого покровителя нашего государя-страстотерпца Николая II.

Мы знаем, что праведный Иов, живший задолго до Христа, благодаря своей вере и мудрости вышел победителем из тяжелейших испытаний и до конца остался верен Богу. Имея богатство, власть и почет, он по Божию попущению в одночасье лишился всего этого, но сохранил в себе духовный стержень веры и продолжал чтить своего Создателя. Никакие внешние обстоятельства не смогли сбить его с толку и увести от истины, от осознания простой, но единственно верной мысли, что все в руках создавшего нас Господа. И мы должны быть готовы претерпеть любые лишения, вплоть до полной потери всего, что имеем, но остаться с Всеблагим Богом, Источником жизни, Который многократно вознаградит верных Своих за все перенесенное ради Него.

А друзья Иова, приходившие утешить его в горе и произносившие благочестивые речи, оказались не правы перед Богом, так что праведник должен был потом принести жертву ради прощения их греха. Обманувшись внешним и руководствуясь стандартными соображениями, они уклонились от истины, обвинив праведника в каких-то несуществующих грехах. Так и святого царя Николая многие обвиняют в слабости и нерешительности, не видя его предельной верности Богу и своему долгу, любви к народу и жертвенного смирения перед волей Вседержителя, попустившего нам наказание за отступление от веры.

И вот сегодня в Евангелии Господь говорит о том, что Он пришел душу Свою добровольно отдать за жизнь мира, а потом снова ее принять, по заповеди Отца, потому что только жертва любви, которая сильнее самой смерти, может спасти мир. Иудеи соблазняются этим, разделяются сами в себе относительно Спасителя – от Бога Он или творит чудеса силой бесовской – и, наконец, когда Он проповедует в Храме на праздник Обновления, подходят к Нему и спрашивают: «Если Ты Мессия-Христос, скажи нам об этом прямо» (Ср. Ин. 10, 24). А Господь отвечает: «Я вам уже сказал, но вы не верите. Сами дела Мои, дела милосердия и любви свидетельствуют о том, что Я пришел от Отца, но вы не верите, потому что вы не от овец Моих» (Ср. Ин. 10, 25-26).

Мы видим, что эти люди, пытаясь соблюсти множество предписаний закона, потеряли главное, забыли справедливый суд, и милость, и любовь. Это изобилие подробностей сбило их с толку, они уклонились от истины и потеряли все. Господь говорит: «Вы не от овец Моих… овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10, 27). А иудеи по духу удалились от Бога, Который создал нас на добрые дела, для любви и служения. В своих страстях они оказались далеки от этих качеств, как далеки, к сожалению, в основной своей массе и сегодня. Они отвергают Христа – Бога жертвенной любви ко всему миру, поклоняясь божеству национального и личного благополучия.

А в Деяниях Апостолов мы слышали о разногласиях уже среди христиан, когда партия иудействующих, бывших сторонниками точного исполнения христианами всех предписаний закона, пыталась наложить на новообращенных христиан из язычников это неудобоносимое бремя.

Тогда апостолы собрались на первый Собор, и Дух Святой через Петра, Варнаву, Павла и Иакова явил всем, что спасение не в исполнении множества предписаний, но в нравственной чистоте, любви к ближнему и верности Христу Богу. Поэтому заповедь иерусалимских Апостолов новым христианам была очень простой: из любви ко Христу храните себя в чистоте от блуда и идоложертвенного и не делайте другим того, чего не хотите себе.

Все это – напоминание нам об опасности подмены главного второстепенным, когда внешнее в своем многообразии может заслонить от нас суть, истину и Самого Бога. Это предостережение о том, что, подчиняясь губительным страстям и соблазнам современной цивилизации, увлекаясь различными учениями и теориями, не имеющими отношения к христианству, например, национальными идеями, какими-то слухами о конце света и прочим – много есть того, что нас разделяет, охлаждает любовь и удаляет от Бога – мы можем лишиться самого главного – спасения во Христе.

Поэтому будем благодарить Господа за все, что Он нам дал, всегда иметь перед глазами конечную цель и хранить эту жемчужину веры, самое главное сокровище, сокрытое на поле нашего сердца. И быть бдительными, чтобы ничто не смогло уклонить нас с узкого, но светлого и спасительного пути следования воле Божией за Господом нашим Иисусом Христом, Который есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). Аминь.

Произнесена 19 мая 2017 г. в пятницу 5-й седмицы по Пасхе за Литургией на подворье РДМ в Иерихоне.