В течение сорока дней после Пасхи Воскресший Христос являлся Своим ученикам, укрепляя их в вере. И вот пришло время вознестись Ему на Небо и сесть одесную Бога и Отца. Господь прославил Отца и Самого Себя подвигом любви, выполнил Свою миссию на земле, обещав послать «иного Утешителя», Который напомнит последователям Христа все Его слова и вдохновит на их исполнение.

В эти дни напряженного ожидания сошествия Святого Духа Церковь празднует сегодня память отцов I Вселенского собора, напоминая нам о Божественности Христа и Его единосущии Отцу, о тех непреложных истинах, которые пытался опровергнуть нечестивый Арий. Поистине, Бог Иисус Христос стал человеком, оставаясь при этом Богом, чтобы человек получил возможность стать богом по благодати.

В утешение христианам, от которых взят сегодня на небо их Божественный Учитель, в Евангелии в эти дни прочитывается Прощальная беседа Христа с учениками перед Его вольными страданиями и смертью. Господь молит Бога Отца о Своих последователях, остающихся в этом мире среди искушений, чтобы они утвердились в вере. «Я о них молю, – говорит Спаситель, – не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17, 9).

Мы не сами приходим к Богу, но Отец Небесный приводит ко Христу тех из нас, кто сроден Ему и не чужд истине, чтобы Сын развил в нас образ и подобие Божие. Уверовав во Христа, мы тем самым доказываем, что принадлежим Отцу, духовно близки к Нему, что родились от Бога, а не от одной лишь плоти. А с другой стороны, приблизиться к невидимому, неприступному, иноприродному для нас Богу можно только посредством подобного нам Богочеловека Иисуса Христа. Ибо Сам Господь говорит: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6).

Действительно, восхождение к совершенству Богоподобия, для которого недостаточно одних лишь человеческих сил, возможно только во Христе, Его благодатью, сокрытой в таинствах Церкви.

Христос дает Своим последователям жизнь вечную. А это есть не что иное, как единение с Богом. «Сия же есть жизнь вечная, – говорит Спаситель, – да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Причем знание это не умозрительное или теоретическое, но онтологическое, существенное. Как познают друг друга супруги, вместе претерпевая скорби и радости и становясь в конце концов одним существом. Поэтому Господь в Прощальной беседе и молит Бога Отца, чтобы все те, кого Он дал Ему, стали единым целым, как едины Отец, Сын и Дух Святой.

Истинная любовь объединяет и взаимно обогащает, но прежде всего ей свойственны самоотречение и жертвенность. Христос отдает всего Себя в жертву за людей Богу Отцу, и поэтому Он имеет дерзновение говорить Ему: «Все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин. 17, 10). «Все Мое Твое» – это всецелая жертва, а «Твое Мое» – это единение в любви, когда все становится общим.

Бог, в Троице поклоняемый, призывает каждого из нас отречься от своего в подвиге жертвенной любви, чтобы слиться воедино в общем блаженном Царстве и наследовать все, что есть у Бога, всю полноту благобытия.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали и иную прощальную беседу, когда апостол Павел, отправляясь ко дню иудейской Пятидесятницы в Иерусалим, где его ждут страдания и узы, наставляет эфесских пресвитеров самоотверженно пасти Церковь Божию, которую Христос искупил Своей Кровью. Он предупреждает их о том, что после его отшествия придут лютые волки, не щадящие стада, чтобы увлекать христиан за собой ради скверного прибытка. В противовес этому он ставит им в пример собственное незазорное среди них житие, когда он ничем от них не пользовался, трудясь своими руками, и напоминает изречение Самого Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35).

Вот парадокс, антиномия христианской любви: отдавая себя на служение, мы приобретаем, а обогащаясь, жалея себя и пытаясь сохранить свою душу в мире сем, можем совсем ее потерять. Давать может только имеющий, и не столько материальное, сколько духовное сокровище, которое при раздаче умножается. А тот, кто не хочет давать, а только требует от других, не имеет любви, не хочет ее приобретать и рискует потерять все. Ибо, по слову Господа, «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

Совсем скоро на Церковь сойдет огонь Святого Духа, раздающего дарования без меры, но каждый получает столько, сколько может вместить. Если ты не имеешь добродетели, проси у Бога, и Он даст тебе. Ведь даже малая искра жалости и сострадания может перерасти в огонь любви, если будет проявляться и производить добрые дела.

Каждому человеку свойствен свой набор добродетелей. И дело Святого Духа как раз заключается в том, чтобы развить и раскрыть в каждой личности ее таланты. Под индивидуальным руководством Духа мы восходим за Христом на небо, неся свой крест, чтобы сесть с Ним одесную Бога во славе Отчей.

Итак, оставим дерзкое столпотворение эгоизма и греха, нас разделяющее, чтобы соединиться с Богом и друг с другом в союзе любви под водительством единого Духа. И тогда исполнится пламенное желание Господа нашего Иисуса Христа, Его горячая молитва Богу Отцу: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). Аминь.

Произнесена 20 мая 2018 г. в Неделю 7-ю по Пасхе на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.