Встань, возьми постель твою и ходи

Приближается Преполовение, середина праздника Пасхи, и сегодня, в Неделю о расслабленном, Церковь напоминает нам о необходимости духовно собраться. Обычно, когда напряжение Великого поста сменяется пасхальными радостями и утешениями, мы немножко расслабляемся, и вот Господь призывает нас к труду и бодрствованию.

Нынешнее Евангелие повествует об исцелении расслабленного в Иерусалиме при Овчей купели, которая частично сохранилась до наших дней. Оказывается, на этом месте совершалось чудо: Ангел Господень раз в году сходил в купель и приводил воду в движение, а тот, кто первый спускался в этот момент в воду, получал исцеление от любой болезни. Поэтому там собиралось множество больных, слепых, хромых, чающих движения воды.

Тогда, во времена Ветхого Завета, это чудо предзнаменовало пришествие Спасителя. Исцеление подавалось только одному из тысяч страждущих всего лишь раз в году как некое указание на будущее пришествие Избавителя, Который будет с каждым верным в таинстве Святой Евхаристии, в самом сердце, подавая здравие души и тела, потому что «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53, 4).

И вот исполнилось это предзнаменование, с нами Бог! Христос, Врач душ и телес, приходит к этой купели в праздник иудейской Пятидесятницы. Кого же Он исцеляет первым? Того, кто тридцать восемь лет страдал от недуга расслабления и не потерял надежды, терпеливо ожидая помощи от Бога.

Однако Господь спрашивает расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» Странный, казалось бы, вопрос, кто же не хочет быть здоровым?! Спаситель, врачуя прежде всего душу от греха, испытывает желание человека к исправлению, ведь ни благодати без произволения, ни произволения без благодати недостаточно для того, чтобы произошло чудо исцеления и тем более спасения.

Человек может привыкнуть к своей болезни, смириться с ней и с породившим ее грехом, со своим неправильным внутренним устроением, но это ложное смирение, отсутствие воли к победе. Или он не желает расстаться со своей страстью, его устраивает такое положение, а о будущем не задумывается. Потому мы часто и не можем избавиться от греха, что благоволим ему, не возненавидели его до конца.

Итак, расслабленный желает исправления, но не может самостоятельно сделать шаг к Богу: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5, 7). Так и все ветхозаветное человечество, страдавшее от тирании греха, чаяло пришествие Избавителя. И поскольку не было и не могло быть среди людей такого человека с большой буквы, милостивого и сострадательного, Сам Бог сходит с неба на землю, чтобы заключить Новый Завет, завет любви и милосердия.

Он упраздняет древний ветхий принцип – каждый сам за себя, чтобы возвестить иной закон, на котором зиждется мир, – закон единения в любви. Отныне мы принадлежим Церкви, единому телу, глава которого – Христос. Все мы члены одного организма, соединяемого любовью, и потому заботимся друг о друге.

«Встань, возьми постель твою и ходи», – повелевает Господь, и расслабленный тотчас получает силы исполнить приказ. Когда иудеи, увидев его носящим постель, стали укорять его за нарушение субботы, он ответил, что так велел ему Исцеливший. Он еще не знает Христа, но уже выше повелений закона, потому что благодать коснулась его души.

После исцеления Господь скрывается от него. Где же исцеленный вновь обретает Христа? В храме Божием, куда он идет первым делом, чтобы поблагодарить Бога.

Совершив исцеление, Господь говорит: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14). Это говорит о том, что причиной расслабления был грех, следствием которого являются и все наши душевные и телесные болезни. Но Христос для того и пришел на землю, чтобы спасти нас от греха и даровать жизнь вечную через приобщение добродетели. Во Христе мы обретаем целость и здравие, так что нам не страшна уже никакая болезнь, никакая напасть и даже смерть повержена под ноги наши Его Воскресением, лишь бы мы были верны Ему, удаляясь от греха.

Господь говорит каждому из нас: «Хочешь ли быть здоровым душой и телом? Встань с одра расслабления и следуй за Мной». Он не навязывает спасения, но тем, кто отвечает с готовностью: «Хочу, Господи, и не остановлюсь ни перед какими трудностями на этом пути», дарует Царство Небесное, ибо для того Он и воскрес, чтобы воскресить следующих за Ним в жизнь вечную. Аминь.

Произнесена 29 апреля 2018 г. в Неделю 4-ю по Пасхе на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.