О чуде Воскресения

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

… Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог (Ин. 6, 14-27).

В эти дни мы переживаем великое чудо Христа из мертвых восстания и нашего с Ним воскресения для жизни вечной. Это чудо превосходит все прочие чудеса, сотворенные Господом, как по своей невероятности, так и по масштабу последствий для всего рода человеческого. Отныне смерть не властвует над теми, кто избрал жизнь со Христом, она повержена, как всякое зло и страдание, не способные уже навредить Его чадам.

Вера делает нас неуязвимыми в этом мире, но только если она сильна и укоренена в душе, а это происходит постепенно. Сегодня сначала мы становимся верующими теоретически, а потом делаемся верными Богу. Во времена Апостолов сначала была верность Христу, а потом осознание Его Воскресения и осмысление спасения благодатию Духа. Однако и тогда, и сейчас этому всегда предшествует внутреннее принятие Христа как сродного душе, многократное уверение в Его Божественности и чудодейственной силе.

Апостолы не сразу смогли поверить в Воскресение их Божественного Учителя. Петр и Иоанн пришли к отверстому Гробу и, увидев, что там нет тела Иисуса, пребывали в недоумении, что бы это могло значить. Они уверовали только тогда, когда Сам Спаситель явился им в горнице, пройдя сквозь закрытые двери, и преподал мир. А апостол Фома, который не был тогда с ними, и вовсе отказался верить, пока лично не увидит и не потрогает язвы на теле Господа. Но это – доброе неверие, связанное с серьезностью вопроса о вере, боязнь ошибки. Потому что настоящая вера изменяет все поведение человека, порождает дела веры, она требует глубокого внутреннего осмысления.

Жены-мироносицы неустанно служили Господу, имели чуткое сострадающее сердце, и за эту любовь Он первым явился именно им. Но и они поначалу были исполнены трепета и смятения и, получив от Ангела повеление поведать о Воскресении прочим ученикам, «никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16, 8).

И вот для укрепления в вере Господь и являл множество чудес, например, насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Тогда, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, распустив народ, Спаситель уединился на горе для молитвы, а учеников послал плыть на корабле через Тивериадское море, где они попали в бурю.

Многие люди слушали проповедь Христа, видели Его чудеса и верили Ему, но только некоторых Он избрал на апостольское служение. Эти избранные ученики следовали за Ним и верно служили Ему. Много людей в этом мире веруют в Бога, но при этом живут своей жизнью, обращаясь к Нему только тогда, когда испытывают нужду. Однако блаженны те, кого Господь избрал для проповеди Евангелия всей своей жизнью.

Этих избранных Господь проверяет в испытаниях, но являет им и особые чудеса, и утешения. Он заведомо посылает учеников в шторм, чтобы укрепить их в вере, а в самый трудный момент является им, ходя по воде. Это впечатляет, но дальше следует еще большее чудо. Когда ученики хотели принять Спасителя в лодку, она внезапно оказалась в том месте, куда они плыли. Господь явился тогда, когда они проплыли 25-30 стадий, а ширина озера в этом месте около 60 стадий, т.е. они сами прошли только половину пути. Господь, повелевающий стихиями, властвует также и над временем, и над пространством. Он как бы взял этот корабль на руки и перенес его в мгновение ока на большое расстояние.

Это говорит о том, что какие бы сложности ни встречались нам на духовном пути, какими бы высокими и недостижимыми ни были идеалы, к которым мы стремимся, Господь за наше старание и усердие, за то, что мы плывем в шторм по Его благословению, восполнит недостающее и дарует победу и достижение цели. Стать подобными Богу, достигнуть совершенства, преобразиться во Христе одними человеческими силами невозможно, но идущих за Господом по пути от земли к Небу Он Сам вознесет в свое время на недостижимые высоты в блаженные небесные обители.

Господь дает нам чудо для того, чтобы мы уверовали в Него и изменили свою жизнь к лучшему. После насыщения хлебами пяти тысяч человек на следующий день некоторые стали искать Христа и, найдя на другом берегу озера, удивлялись, как Он там оказался без лодки. Но Он сказал им в ответ: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6, 26-27).

Христос пришел на землю не для того, чтобы всех материально облагодетельствовать или дать всем телесное здравие, Он хочет, чтобы мы заботились в первую очередь не о хлебе, не об одежде, вообще не о внешнем, но о спасении души: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31).

Православие требует широты души, великодушия и в некоторой степени способности быть не от мира сего. Трудно вместить его тем, кто слишком привязан к материальному, старается поудобнее устроиться в этой жизни, кто ищет комфорта и земного благополучия. Такие люди и чудеса воспринимают как способ достижения своих меркантильных целей. Поэтому Господь творит чудеса для тех и тогда, кому и когда это действительно нужно и полезно.

Первый раз Он насытил пятью хлебами пять тысяч, потом семью хлебами только четыре тысячи, а затем и вовсе перестал давать чудесный хлеб. Ведь Он не бесплатную столовую для бедных хотел организовать, а лишь указывал на то, что Он Сам есть Хлеб истинный, сошедшая с Неба вечная Жизнь.

И в начале на Церковь, когда она родилась в день Святой Пятидесятницы, было излито множество чудес и благодати, но со временем харизматические дары постепенно умалялись. Когда человек рождается во св. Крещении, Господь дает ему много благодати, укрепляет чудесами и утешает, носит на руках, как младенца, но потом каждый должен научиться ходить самостоятельно.

Духовно зрелый христианин не ждет внешних чудес, он сам трудится, уповая на Господа, укрепляясь чудом Евхаристии и радостью общения со Христом. Будем искать и просить одного лишь поистине великого чуда – преображения и воскресения души во Христе для жизни вечной. Аминь. Христос Воскресе!

Произнесена 21 апреля 2018 г. в субботу 2-й седмицы по Пасхе на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.