В эти светлые пасхальные дни, когда мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», мы не можем не вспомнить о тех, кто уже перешел грань этого временного бытия и приобщился к вечности, не можем не поделиться своей радостью о Воскресшем Господе с умершими во Христе.
И название сегодняшнего праздничного дня – Радоница – созвучно радости, потому что это не время плача и скорби, но день общения любви, празднования победы Жизни над смертью. Усопшие во Христе даже больше нас ценят этот дар Божий. В то время как мы ходим верой и всматриваемся гадательно, как сквозь мутное стекло, в духовный лик Господа нашего Иисуса Христа, они видят Его лицом к лицу и созерцают истины нашей веры незамутненным плотью взором.
Мы, живые, еще находимся во утробе матери, а они уже родились в вечность, мы еще проходим лечение, а они уже выписались, мы еще учимся и трудимся над собой в этой жизни, а они уже закончили обучение и готовятся сдавать выпускные. Сидя на школьной скамье, мы боялись контрольных и старательно к ним готовились, потом, когда сдавали экзамены в институте, школьные экзамены казались нам уже чем-то простым и нестрашным. Так и живые думают о земных проблемах, их страшит телесная смерть, а умершие уже повзрослели, прошли этот этап и понимают, что это не главное, гораздо важней родиться для вечной жизни и победить духовную смерть.
На Афоне из уст в уста передается мудрое изречение: «Ἀν πεθάνεις πρίν πεθάνεις, δε θα πεθάνεις, όταν πεθάνεις». «Если ты умрешь прежде, чем умрешь, то не умрешь, когда будешь умирать». Т.е. мы должны умереть для греха прежде телесной смерти, чтобы победить смерть вторую, и тогда первая смерть станет для нас лишь радостным переходом к нетленной жизни.
Есть жизнь временная, и есть жизнь вечная, и мы призваны облечься в бессмертие, обрести эту вторую жизнь, пока не закончилась первая. И смерть бывает телесная и духовная, как говорит апостол Иоанн Богослов: «Не любящий брата своего пребывает в смерти». Но во Христе «мы перешли из смерти в жизнь» (1 Ин. 3, 14), если любим брата своего и готовы положить душу свою за любого из ближних.
В этом мы уподобляемся Богу, «ибо, – как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, – так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Бог Отец доказывает Свою любовь к нам тем, что отдает Сына, Бог Сын являет любовь, отдавая всего Себя ради нашего спасения. И мы тогда лишь достойны называться Его учениками, когда жертвуем собой ради Бога и ближнего.
Вот единственная цель жизни – научиться любви, а это возможно только во Христе и в Духе Святом. Уверовавший во Христа не судится вовсе, а неверующий уже осужден своим неверием, потому что Бог послал Сына Своего не для того, чтобы судить, но чтобы спасти мир. Принимающий Христа показывает, что душой сроден Богу, имеет в себе зачаток вечной жизни, и даже если несовершенен, для достижения подобия Божия у него есть целая вечность. А не принимающий Спасителя пребывает под осуждением потому, что не способен вместить и сам отвергает свое спасение.
«Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, – говорит апостол Иоанн Богослов и поясняет, – ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21).
Грешник заблуждение предпочитает правде, рабство – свободе, смерть – жизни. Он убегает от света и пытается скрыться во тьме, чтобы не быть обличенным и наказанным за свои злые дела. А если свет все же настигает его, в обличении ли совести, или Слова Божия, или добродетели других, то он закрывает глаза, чтобы ничего не видеть и ничего не менять в себе и своей жизни.
Также свет – это образ истины, добра и благодати, а тьма – образ лжи, порока и всякого зла. Поэтому убегающий от света и ненавидящий его оказывается богоборцем и лишается даже человеческого своего достоинства, уподобляясь бесам. А стремящийся жить по правде уподобляется Богу и свое подлинное человеческое достоинство облекает в Божественную славу.
Поэтому будем молиться Воскресшему Господу о своем духовном рождении для жизни вечной, чтобы в этой временной жизни, как в утробе матери, сформировались все наши духовные члены и способности: Свете Тихий святыя Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе, просвети нас светом благодати и истины, соделай чадами света и добродетели, научи нас истинной любви, еще в этом веке вселяющей в небесные обители. И да восполнит Твоя милость несовершенства наших усопших, которые с радостью и любовью вопиют вместе с нами: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Аминь.
Христос Воскресе!