Доброе неверие Фомино

Нынешняя Фомина Неделя называется Антипасхой, т.е. Пасхой для тех, кто не успел приобщиться пиру Воскресения. Блажен, кто верует сердцем, его восхождение к Богу стремительно и успешно, тот же, кто идет к познанию Творца через рассудок, проделывает много более длинный и трудный путь. Ему все надо пощупать, взвесить своим умом, исследовать и другие пути, поэтому к тем же результатам он приходит позже. Вот таких опоздавших, но желающих верить, подобно апостолу Фоме, Церковь «уверяет» сегодня в истине Воскресения.

В Евангелии мы слышим, что воскресший Христос является Своим ученикам в Сионской горнице при закрытых дверях, преподаёт им мир, а затем показывает прободенные руки, ноги и ребра как свидетельства Своих страданий. «Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20, 20). У них не возникает никаких сомнений в том, что это Он, потому что, когда с нами Господь, об этом свидетельствует сердце. Как и в другом Его явлении на море Тивериадском, «никто не смел спросить Его: Кто ты? зная, что это Господь» (Ин. 21, 12). Тогда же Спаситель «дунул и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин. 20, 22). По-настоящему верить можно только Духом Святым. Поэтому неудивительно, что апостол Фома, не присутствовавший тогда и не получивший Духа и извещения в своем сердце, не поверил ученикам, что Господь воскрес.

Как человек искренний и серьезный, он понимал, что это слишком важный вопрос, чтобы верить другим на слово без полного удостоверения. Принятие Воскресения влечет за собой изменение и обновление всей жизни. Ведь «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – говорит Апостол (1 Кор. 15, 14). А неразумные делают из своего неверия и такой вывод: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15, 32).

Вера, по Апостолу, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Т.е. это некая духовная карта, внутренняя картина мира, его основополагающих законов и принципов. Можно верить в то, что мир сотворен Богом, что он основан на любви, что добро побеждает, а можно верить в себя, в свою удачу, в силу денег или обмана и безнаказанность. Но к благобытию приводит только истинная вера, соответствующая действительности, а не заблуждение или суеверие.

Уверовавший в детстве в свою исключительность, всю жизнь будет получать шишки, поставивший изначально не те цели, например, обогащение, в конце пути окажется «у разбитого корыта». А чувствующий сердцем, прозревающий очами души торжество добродетели и правды будет восходить от силы в силу и наследует блаженную вечность. Поэтому и неверие бывает разное. Если я не верю, что через обман или грех может получиться что-то доброе, не верю лести или клевете на ближнего, это доброе неверие. Неверие же в Бога есть духовное безумие и слепота.

И опять, среди не принимающих проповедь Христа есть те, кто не желает верить в Бога, в воскресение мертвых потому, что это потребует от него изменить свою жизнь, расстаться с грехом и соблюдать заповеди. А есть те, кто хотел бы верить, но по внутренней последовательности и основательности нуждается в усвоении, осознании веры.

Такое неверие Святая Церковь называет добрым: «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе». Апостол Фома учит нас серьезному отношению к вере, которая не должна быть хромой, лицемерной или теплохладной. А если она такова, ее следует исправить, разобраться в себе и покаяться. Сам Христос призывал сомневающихся учеников убедиться в Его реальности: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). Он не случайно пожелал сохранить навеки Свои язвы – эти видимые знаки Его великой к нам любви. Они свидетельствуют о подлинности Его страданий, а значит и о подлинности воплощения, из чего мы убеждаемся в полноте нашего спасения во Христе.

Однако Господь все же показывает, что несомневающаяся вера выше той, что требует подтверждений. Когда Фома уверовал, Христос сказал ему: «Ты поверил, потому что видел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Великие чудеса были необходимы только на заре христианства при зарождении Церкви, чтобы дать толчок вере, чудо всегда было скорее исключением для немощных, чем правилом.

«Мы ходим верою, а не видением», – говорит Апостол (2 Кор. 5, 7), т.е. спасаемся уверенностью в невидимом, воплощая его в жизни, и именно в этом заключается наш подвиг и наша заслуга. «Мы спасены в надежде, – говорит тот же Апостол. – Надежда же, когда видит, не есть надежда. Ибо если кто видит, то чего ему и надеяться» (Рим. 8, 24). Мы же спасаемся живой верой, действующей любовью, т.е. такой верой, которая неразрывно связана с нашей жизнью и подтверждается делами.

Итак, утверждая нашу надежду на внутреннем свидетельстве своего сердца, живя по вере, осязая Господа в Божественной Евхаристии, в молитве, в Слове Божием, в своих ближних, воскликнем вместе с апостолом Фомой и всеми верными: «Господь мой и Бог мой!». Аминь.

Произнесена 15 апреля 2018 г. в Неделю 2-ю по Пасхе на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.