Воскресение Христово видевше

В эти светлые пасхальные дни мы с вами, дорогие братья и сестры, исполнены духовной радости о Воскресшем Господе, ибо «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»!

В очередной раз празднуя Пасху Красную, Воскресение Христово, мы прозреваем в нем и собственное наше воскресение, или спасение, которое является плодом любви Божией к нам в чистом виде. Потому что любовь – это когда любящий готов всем пожертвовать ради любимого, чтобы тому было хорошо. И воплощение, и воскресение нужны были не Богу, но нам. Ведь для того Господь наш Иисус Христос и воспринял наше человеческое естество, чтобы пострадать и умереть за неправды наши, для того и воскрес, чтобы воскресить нас Собою и посадить на Небе одесную Бога и Отца.

Итак, спасение нашей души – это ее воскресение во Христе. А что есть воскресение? Это не просто возвращение к жизни, не просто восстановление того, что было утеряно в раю прародителями. Это существенное, онтологическое изменение человеческой природы, ее исцеление, преображение и обожение во Христе, которое возможно лишь в Духе Святом, когда человеческое естество соединяется с Божеством, а человеческая воля укрепляется благодатью Христовой.

Что нужно для того, чтобы спастись? В сегодняшнем Апостоле мы слышали, как на вопрос изумленных схождением Духа на Апостолов в Пятидесятницу иудеев, что им делать, апостол Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и полу́чите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Всякому, кто желает спастись, необходимо покаяться в грехах, уверовать в Евангелие и через обряд Крещения стать членом Церкви, чтобы в ее таинствах приобщиться благодати Святого Духа.

И в нынешнем Евангелии Господь в беседе с Никодимом говорит о том же, объясняя ему, что для наследования Царства Небесного нужно родиться свыше. А когда тот не понимает, как это может быть, Господь повторяет: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Нужно войти вместе со Христом в воды Иордана, чтобы очиститься от греха, и выйти с Ним на служение, восприяв благодать Святого Духа в виде голубя. И это служение будет длиться на протяжении всей нашей жизни, чтобы на деле осуществилось символизируемое в Крещении погребение со Христом и славное в Нем воскресение.

Но почему это необходимо – родиться духовно? Потому что, как говорит Господь, «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6), и чтобы наследовать вечность, надо преодолеть пределы плоти, выйти за рамки естества своим духом. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

Если плоть наша тяжела, дебела и немощна, то дух бодр, легок и в Боге обретает фактически неограниченные силы и возможности. «Где Дух Господень, там свобода», – говорит Апостол (2 Кор. 3, 17). Духовный человек, согласно Православному Катехизису, имеет семь главнейших даров Святого Духа: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости и дух Господень как высшую степень вдохновения от Бога.

И все это дает нам Господь наш Иисус Христос, как виноградная лоза растущим из нее ветвям, ибо без Него мы не способны ни на что духовное. Тем, кто получил рождение в Церкви и пребывает в ней, Христос «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 13). И это значит, что мы, православные христиане, во Христе получили способность и силу не ограничиваться своей тварной природой, не зависеть от плоти и обстоятельств, как водимые инстинктами животные, но уподобляться Богу в добродетели и любви; руководствоваться в своей жизни не эгоизмом и выгодой, а высокими духовными порывами, стремясь к святости.

Пока мы служим плоти и остаемся плотскими, мы пребываем в гробу временного и тленного, потому что стеснены отовсюду, во всем ограничены потребностями и обстоятельствами и как бы мертвы. Но Господь наш Иисус Христос восставляет нас, делает духовными и свободными, ибо дух пребывает, где хочет, и Ему не указ ни плоть, ни обстоятельства.

Поэтому, чтобы воскреснуть со Христом, а мы уже с Ним частично воскресли в Крещении, Причащении и молитве, нужно немногое: сохранять обеты крещения, удаляться от зла и творить благо, ходить по вере, потому что «все, что не по вере, грех», по слову Апостола (Рим. 14, 23), а «какое общение праведности с беззаконием, что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6, 14).

Пребывая в Церкви, в этом таинственном теле Христовом, и сознательно причащаясь Святых Таинств, Божественной природы Спасителя, мы уже здесь приобщаемся блаженной вечности, радости духовного воскресения, и ничто в этом мире не может нас запугать или соблазнить, потому что, «воскресение Христово (в своей душе) видевше», мы вкусили, яко благ Господь, и навсегда останемся Ему верны. Аминь.

Произнесена 12 апреля 2018 г. в четверг Светлой седмицы на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.