Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом. Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву… И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю. И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших… Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк. 23, 1-54).

В эти дни мы готовимся вступить на поприще поста, чтобы еще раз попытаться постичь таинства нашей веры и свое духовное состояние. И сегодня мы слышали длинные и тяжелые для сердца литургические чтения. В Евангельском отрывке повествуется о распятии Господа нашего Иисуса Христа, против Которого ополчились все: и религиозные лидеры, и народ, и власти – никто не понимал Его подвига. А апостол Иуда в своем послании (1, 11-25) сурово обличает тех лжехристиан, которые вкрадываются в стадо Христово, но имеют свои цели, желая обогащаться и получать все удовольствия. Хулители и лицемеры, они свободу и всепрощение во Христе понимают как вседозволенность и повод потакать своим животным похотям, однако суд их не дремлет.

Как Христос обличает фарисеев, так апостол Иуда подвергает позору развращенных членов христианского общества, волков в овечьей шкуре. Что же общего у тех и у других? То, что свое благо они полагают не в служении Богу, а в угождении своим страстям. Господь пришел на землю, чтобы обличить грех и избавить нас от него. Но, к сожалению, человек, который потакает страстям, начинает противиться и не принимает Спасителя. И сегодняшнее Евангелие это хорошо иллюстрирует.

Недавно народ кричал Христу «Осанна», но теперь под пагубным влиянием фарисеев ведет Его на суд Пилата и требует смертной казни. Если духовно посмотреть на это, то мы можем народ назвать сердечными помышлениями, а религиозных вождей Израиля − страстями, потому что эти люди любили власть, славу, деньги, и Мессия был для них конкурентом, они не хотели делиться с Ним наследием Божиим. Так и страсти − укрепившиеся греховные навыки − действуют уже как самостоятельные сущности, приобретают власть над сердцем и заставляют человека на себя работать.

И вот, греховное сердце ведет Христа на суд к разуму, к Пилату, клеветнически обвиняя Спасителя в развращении народа и запрещении давать дань кесарю – земному существованию. Пилат спрашивает: «Ты ли Царь Иудейский?» Господь отвечает: «Да, ты сказал верно, Я действительно Царь, Я творец и благой распорядитель сердца человеческого, направляющий его к Истине».

Но непросвещенный благодатью разум не может понять, зачем это нужно, не видит во всем этом практического смысла, ему чужда область веры. «Что есть истина?!» – восклицает Пилат, для него этот вопрос риторический, ее нет, ибо все относительно. Пилат отправляет Господа на суд Ирода, под которым можно понимать человеческое «я», «эго», самость человека, которая имеет власть, но употребляет ее в своих интересах. А Ирод очень хочет познакомиться с Христом, о чудесах и почитании Которого много слышал. Он желает увидеть чудо, услышать нечто интересное, но не для научения, а чтобы самому утвердиться за счет Его славы и величия. Но Господь молчит, потому что не для того Он пришел на землю, чтобы утверждать людей в превозношении и укреплять их тщеславие. Тогда Ирод со своими воинами − эгоистическими интересами − издевается над Христом, над евангельскими идеалами, требующими смирения и самоотвержения, и отсылает Его обратно. Пилат и Ирод − ветхий ум и эгоистическое сознание − даже примиряются в этот день и становятся друзьями, объединяясь в своем неприятии иной, Божественной реальности.

Тем не менее, Пилат, как символ беспристрастного разума, не видит ничего преступного в действиях Иисуса и понимает, что иудеи желают Ему смерти по зависти. Причем ему нужно отпустить народу одного узника в день Пасхи, и он предпочитает вернуть им доброго, может быть, наивного идеалиста Христа, а не убийцу и разбойника. Он понимает, что, если должен быть в нашем сердце царь, то, конечно, не своевольные и разрушительные страсти, а совесть и высокие моральные принципы. Но ум не может быть беспристрастным, когда сердце заражено грехом. Страсти оказывают на ум давление, льстят, угрожают и обманывают, и он, желая им угодить, становится лукавым и начинает судить предвзято. И мы видим, что крики народа: «Распни, распни Его!» – превозмогли все усилия Пилата восстановить справедливость, и он предает Христа на распятие, а иудеям возвращает разбойника и убийцу.

И когда народ провожает Христа, и во время самого распятия люди разделяются на две части. Одни насмехаются, издеваются над Христом, прикрывая свою жестокость, удаленность от Бога и бесчеловечность простой мыслью, что если бы Он был Мессией, то силой избавил бы Себя от страданий. Ограниченная человеческая, ветхая логика делает их слепыми и бесчувственными, когда Бог протягивает им руку помощи. А другие, меньшая часть, те, кто не утратил милосердия и сострадания, плачут. Это женщины, которые по-человечески жалеют Христа, но и они не видят Его подвига, не понимают, что происходит. Поэтому Господь говорит им: «Не обо Мне плачьте, а о себе и о детях своих, ибо, если не поймете, зачем Я пришел, так же погибнете». Всякое отвержение Бога влечет за собой неминуемое возмездие, сначала внутреннее, а потом и внешнее, что и случилось, как мы знаем, позже.

Однако Господь наш − беззлобный Агнец − всех обнимает с Креста и громко восклицает: «Отче, прости им, ибо они не знают, что творят». Христос приносит Себя в жертву, чтобы примирить нас с Отцом Небесным, и любовь Его сокрушает все препятствия. «Совершилось», − говорит Господь, преклоняет главу и испускает дух. И внезапно тьма, царившая на земле в часы распятия, расступается, а церковная завеса, которая отделяла ветхозаветный Храм от Святая Святых и человека от Бога, рвется с треском пополам. Что это значит? Это значит, что нет больше препятствий, нет больше медной стены грехов, отделяющей нас от Бога, и спасение открыто для всех.

Это чувствует сотник, который прославляет Бога, говоря, что так умирать мог только праведник. Это ощущают люди, пришедшие поглазеть на казнь, а теперь ударяющие себя в грудь в раскаянии. И нас Господь призывает понять то, что понял Благоразумный разбойник в последний час страданий, осознав свою греховность и великую нужду в Спасителе. Господь призывает нас подражать праведному Иосифу Аримафейскому, который не участвовал в злых делах Синедриона, ожидал Царствия Божия и за то удостоился облечь тело Христа в чистую плащаницу и положить в своей гробнице.

Так и мы, если положим Христа с любовью во мраке своего сердца, вскоре увидим и свое с Ним воскресение. Ведь в глубине сердца нашего, если присмотреться, мы разглядим и кричащую толпу, и Пилата с Иродом, и даже Иуду предателя. Но там же есть жены-мироносицы, есть верные ученики и бесхитростный народ. Священное Писание приоткрывает нам нашу немощную природу, но показывает и спасение во Христе, Его непобедимую силу.

Нам нужно понять, что мы, если не имеем ума Христова и силы Божией в себе, не только ничем не лучше, но намного хуже людей, руководствующихся в жизни человеческой логикой, хуже всех грешников Священного Писания, которые не знали и не имели того, что мы сегодня знаем и имеем от Христа. Познаем же свою немощь, смиримся и примем спасительную руку Божию, которая через таинства Церкви помогает нам измениться, преобразиться, родиться духом и из ветхих стать новыми. Чтобы в основе наших поступков лежали иные побуждения, не мирская и своекорыстная, но евангельская логика, приближающая к Богу.

Вот на это, на стяжание ума Христова и чистого, любящего сердца нам дан Великий пост, на это дана вся земная жизнь. Время обманчиво, поэтому будем на практике воплощать в жизни свой выбор, прославляя со всеми Святыми пришедшего в мир Спасителя во веки веков. Аминь.

Произнесена 10 марта 2016 г. в пятницу Сырной седмицы за Литургией на подворье РДМ в Иерихоне.