Мы сейчас молились о наших усопших, о тех, кто перешел грань деятельного бытия и теперь не может ни прибавить добродетели на весы правосудия, ни снять с них грехов, чтобы повлиять на окончательное решение Праведного Судии. Для них началась последняя суббота упокоения, когда молчит всякая плоть, со страхом и трепетом ожидая грядущего Воскресения и всеобщего Суда. И пусть то хорошее, которое они не доделали в жизни, и то плохое, которое допустили, милосердием Владыки восполнит и покроет наша любовь, выражаемая в молитвах.

Однако молитвы об усопших адресованы и живым, чтобы мы понимали, насколько все в этой жизни серьезно. Никто не поможет тебе после твоей смерти так, как ты сам можешь помочь себе при жизни. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2), и особенно в дни Великого поста, во время воздержания, молитвы и внимания к себе.

Человек обладает способностью часто повторяющиеся действия переводить в область привычки, чтобы освободить ум для другого. Таким образом, жизнь наша в значительной степени состоит из навыков и привычек, которые приходят в движение при встрече со знакомым образом или ситуацией, без прямого указания ума.

Есть добрые привычки, помогающие в духовной жизни, как внешние, например, здороваться при встрече, соблюдать распорядок, так и внутренние реакции и механизмы, которые действуют в нашем уме и сердце, к примеру, подсознательное движение поддержать человека, когда он вот-вот упадет, помолиться о страждущем, оправдывать ближнего, вообще иметь о всех добрые помыслы.

Также есть и вредные привычки: внешние – кусать ногти, проводить время в праздности, смотреть телевизор – и внутренние, сценарии развития мысли и чувства, от частого повторения дошедшие до автоматизма и называемые страстями – лень, обиды, зависть, гнев, подозрительность и пр. Эта неконтролируемая теневая сторона нашего поведения не угодна Богу, она омрачает и отравляет наши добродетели, как ложка дегтя бочку меда, лишает нас радости и дерзновения в молитве. Поэтому пост, когда страсти под действием воздержания и молитвы утихают, – самое подходящее время, чтобы вернуть разуму контроль над душой и телом.

Как нам изжить эти вредные привычки и страсти? Все эти внутренние сценарии и механизмы поведения состоят из шестеренок, каких-то составляющих, без которых они не будут работать. Нужно понять их действие в нас, какие есть необходимые условия для этого в нашей душе, и разрушить этот механизм.

Например, чтобы запустился сценарий гнева, нужен повод со стороны ближнего, затем мы должны оценить его поступок или слово как вредные, неразумные, свято верить в свою безусловную правоту, а также взять на себя право судить и даже наказывать других самим проявлением гнева. Причем это происходит быстро, молниеносно при появлении знакомого раздражителя. Как будто мы идем и вдруг наступаем на мину, которая взрывается, или попадаем в капкан.

Поэтому нужно в спокойном состоянии, когда нами не владеет эта страсть, проследить, на каких тропах мы обычно попадаем в засаду, ведь одно и то же повторяется изо дня в день. Найти эти ловушки и капканы, снять маскировку, рассмотреть их умом, понять принцип действия и разобрать на составляющие. Главное – разрядить энергию сжатой пружины, которая заряжается удовлетворением от действия по страсти или защитными рефлексами.

Например, в случае с гневом, это значит понять, убедить себя, что мы не имеем права судить человека своим субъективным мнением, сами будучи грешниками. Даже оценка его действий несет в себе начало осуждения, потому что Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Лучше не оценивать негативно поступки ближних, а оправдывать их и не навязывать человеку тот образ поведения, который мы для него придумали, ограничивая его свободу.

И нужно спокойнее относиться к тем или иным поступкам окружающих, чтобы от них не зависело наше внутреннее равновесие. Также полезно отделить себя от страсти, от ветхого человека, который гневается, исследовать его и как бы наблюдать за ним со стороны, тогда сила пружины уменьшится. Сила страсти ослабевает, когда мы развенчиваем умом неправильные настроения, презираем и уничижаем внутреннюю логику страсти, уменьшая удовольствие от ее удовлетворения.

Можно убегать от страстей, можно переключать внимание или сопротивляться им до последнего, но это менее действенно, потому что все равно происходит накопление этой энергии, и в какой-то момент она вырывается наружу. А мы должны исцелить саму эту язву, разоблачить и изжить ее при помощи разума.

В этом смысле, как Господь пришел грешных спасти, а не праведных, ибо не здоровые, но больные нуждаются в исцелении (Ср. Мк. 2, 17), так и мы должны во время поста найти свои больные места, свои язвы и немощи и постараться с Божией помощью их исправить и исцелить. Не прятать от сознания обиды, страхи и немощи, как бы заметая сор под кровать, а найти их, разобрать на части и выбросить из души.

Страсти, все эти душевные капканы и мышеловки, очень сильно ограничивают данную нам Богом свободу, возможности выбора действий. Святые Отцы советуют заменять страсть противоположной ей добродетелью. Т.е. вместо действующих внутри нас порочных механизмов мы должны наладить добрые привычки, правильные механизмы и реакции, основанные на здоровом православном мировосприятии.

Поэтому и в общем плане надо стараться бороться с эгоизмом и гордыней, учиться любви и укрепляться духом. Ведь смиренный выше всех сетей, расставленных по земле, любящий делает все, что хочет, потому что любовь очистила стремления его сердца, а духовный не зависит от земного, потому что он с Богом, а «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17).

Господи, Ты Сам, призвавший нас к совершенству, подай нам зрение, ум и силу увидеть и исправить наши немощи, а наипаче Своей благодатью и силой восполни наши недостатки. Аминь.

Произнесена 3 марта 2018 г. в субботу 2-й седмицы Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.