Премудрость… растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума…»
Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда!» И скудоумному сказала она: «Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни (Притч. 9, 1-6; 13-18).
В книге Притчей, отрывок из которой мы слышали сегодня, премудрый царь Соломон говорит о двух путях: пути праведности и пути беззакония. Мудрость человека заключается в том, чтобы ходить указанными Богом прямыми путями, ведущими в жизнь, а неразумие – соблазняться сладостью греха и скатываться по пути беззакония в погибель.
Премудрость Божия призывает человека встать на путь правды и разума, а некая «безрассудная, глупая и ничего не знающая» женщина – лукавство, которое не знает ничего истинно доброго, – соблазняет на грех, полагая благо в беззаконии. И та, и другая обращаются, можно сказать, к одним и тем же слушателям одними и теми же словами: «Кто неразумен, обратись сюда», – обе приглашают скудоумных прийти и вкусить предложенной трапезы.
В тексте на иврите слово «скудоумный» передается словосочетанием «хасар лев» (חסר לב) – буквально «не имеющий сердца», бесчувственный. Т.е. в оригинале помимо умственной сферы охватывается еще и область чувств. Не то, чтобы слово Божие обращалось только к глупым и неразвитым, но всякий человек изначально и на протяжении всей жизни нуждается в формировании, созревании ума и сердца, вопрос только о направлении и качестве этого развития.
Премудрость Божия – вторая Ипостась Святой Троицы – зовет всех: «Идите, ешьте Мой хлеб и пейте Мое вино, растворенное Мною», приглашая вкушать хлеб истины, которая насыщает душу, и пить вино добродетели, веселящее сердце. «Оставьте безумие, и живите, и ходите путем разума», – говорит Она, призывая нас воспитать свои ум и сердце в памяти о Боге, в творении Его мудрых заповедей и изгнать из своей души все непотребное, всякую ложь и всякий грех, чтобы раскрылось в ней Царствие Божие.
Лукавая женщина тоже претендует на роль учителя и наставника, берется привести к благу, но предлагает другие способы. Она говорит: «Воды краденные сладки, и утаенный хлеб приятен». «Идущих прямо своими путями» она соблазняет на скользкий путь лжи и греха, обещающий удовольствия, но приводящий в погибель. Она советует не зарабатывать хлеб в поте лица своего, а украсть его у другого, не копать свой колодец, а воровать воду у соседей.
За какой из этих двух проповедниц мы следуем в жизни? Конечно, за Премудростью, по крайней мере, сознательно этого хотим, но подспудно часто сворачиваем на иные, не спасительные пути.
Священное Писание говорит: «Не укради, не пожелай дома ближнего твоего, жены его, раба, вола, ничего, что принадлежит другому» (Ср. Исх. 20, 17). Но не желаем ли мы того, что не заслужили, когда требуем особого к себе уважения, когда завидуем, ревнуем или обижаемся, претендуя на имущество или свободу другого человека, не пытаемся ли присвоить себе не принадлежащую нам славу или власть, не воруем ли статус судии, когда осуждаем других?
Адам и Ева в раю вместо того, чтобы постепенно совершенствоваться в общении с Богом, захотели в одночасье стать богами и преждевременно восхитили плод познания добра и зла. Так и мы не хотим терпеливо трудиться на земле своего сердца, возделывать и хранить ее, но пытаемся присвоить себе то, что нам еще не принадлежит.
«От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей», – наставляет премудрый Соломон. Не задерживай своего взгляда на этой соблазнительной женщине, отскочи от искушающей тебя взять не твое, чтобы пожить тебе на земле, потому что послушавшие ее уже на дне ада. Это непосильный кредит, за который тебя продадут в пожизненное рабство, чечевичная похлебка, отнимающая первородство. За немногое чужое ты отдашь все твое, свои великие сокровища: свободу, мир сердца, радость и саму жизнь – только безумный соглашается на это.
«Кто утверждается на лжи, – говорит Премудрый, – тот пасет ветры и гоняется за птицами, летящими в небе, оставляет свой виноградник и бродит по бесплодным пустыням» (Ср. Притч. 9, 12). Действительно, хитрость и лукавство, замешанные на неправде, – это ложный и совершенно безумный путь к благополучию.
Эти животные инстинкты и навыки присутствуют в нашем ветхом человеке, в области бессознательного, как отработанные греховные сценарии, или страсти. И наша задача заключается в том, чтобы при помощи просвещенного верой разума и благодати разрушить их действие, изжить, изгнать из своего ума и сердца, чтобы ходить путем жизни и никогда не сворачивать на путь смерти даже в мыслях.
И мы верим, что Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, давший нам сегодня хлеб Своего Тела и растворивший чашу Своего Божества, направит стопы наши на путь мирен, ведущий к вечной блаженной жизни, ибо Он Сам есть и Путь, и Истина, и Жизнь. Аминь.