Жертва любви

Название сегодняшней службы – Пассия – переводится как «страдание». Четыре раза на протяжении Великого поста мы становимся перед Крестом Господним, чтобы совершить акафист Христовым Страстям и послушать Святое Евангелие, постепенно подготавливая себя к таинству Великой пятницы.

Почему для нас так важна тема Креста и Страданий Господа? Правильный ответ мы все знаем: потому что на Кресте Господь наш Иисус Христос спас род человеческий от греха, проклятия и смерти, ценой Своих страданий примирив его с Богом Отцом. Однако это конечная формула, готовая подсказка Церкви, ее богословское наследие, но каждый из нас должен сам прийти к этой истине, принять ее умом и прочувствовать сердцем.

Сегодня в Евангелии перед Крестом Христовым символически прошло все человечество. Это и одержимые страстями кровожадные иудейские вожди, подговорившие народ, чтобы убить Христа, потому что Он был им соперником, и гордый, но боящийся перечить иудеям Пилат, для которого истина относительна, и жестокие воины, в казни живого человека видевшие повод для развлечения. Это и толпа людей, которых Евангелие называет «мимоходящими» и которые тоже насмехались над Господом, предлагая Ему сойти с Креста, чтобы доказать Свое мессианство. Они ничего не поняли, и потому прошли мимо Благой вести и своего спасения.

Те, кто принимал Христа при жизни, оказались слабыми духом и рассеялись, даже ближайшие Апостолы. Ходившие за Господом толпы народа вдруг куда-то подевались, и лишь немногие верные Ему: Матерь Божия, Иоанн Богослов и Жены-мироносицы – остались у Креста. Многие ли представители человечества проникли в тайну Страданий Христовых, осознали то, что совершилось на Кресте? Почти никто. С другой стороны, история Церкви говорит нам о том, что мириады душ спаслись через понимание, через проникновение в этот глубочайший смысл: святители, мученики, преподобные и бесчисленное множество верных.

Впрочем, тогда было непросто уверовать во Христа, понять Его искупительный подвиг. Если сейчас есть множество верующих, развитое христианское учение, церковное искусство и победоносная история Церкви, то тогда ничего этого у христиан не было, а за иудеями и язычниками стояло большинство и многовековое культурное наследие. Но у первых христиан была проповедь о Христе Распятом и Воскресшем, и ею они победили мир, потому что это главное в нашей вере. Это единственно важное, что нам нужно усвоить сердцем – тайна Креста Господня, тайна жертвенной любви.

Как Христос является пробным камнем на падение и восстание многих, так и Крест Христов есть знамение пререкания, для иудеев и эллинов соблазн и безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Мир не вмещает духовного, он не может понять смысла страданий вообще и страданий Христовых в частности.

Ветхий человек, забывая о Боге, сам пытается устроить свое бытие, ставит себе земные цели и ради их достижения попирает ближнего. Для него естественно искать удовольствий и избегать неприятностей, и на этом пути грех уловляет его в свои сети. Поначалу грех кажется сладким и заманчивым, но постепенно высасывает из своей жертвы жизненные соки, опустошает душу и лишает ее радости. Греховный плен цепко держит душу, отнимая свободу, а конец греха – смерть. Человек томится душой, суетится, но не находит выхода, его ветхий рациональный ум не способен проникнуть в суть, скользит по поверхности. Ему кажется, что он все понимает, все познал в этом мире, как столетний старец, а на самом деле он еще и не начинал жить правильно, не родился духовно.

Господь пришел вызволить нас из этого рокового плена и даровать духовную свободу, путь к которой лежит через страдание. Ведь и у верующих состояния сознания меняются, благоговение часто сменяется мирским настроением. Поэтому Церковь приводит нас, ограниченных, к тайне Креста, к безбрежному океану любви, чтобы мы могли окунуться в него духом и с помощью Божией вырваться из пут ветхого и временного, покаяться, т.е. изменить свое внутреннее состояние.

Крест говорит нам о великой любви и жертве, той цене, которую заплатил Христос за спасение каждого из нас, а от нас зависит, воспользуемся ли мы плодами Его подвига. И в свете этой жертвы и этой любви открывается смысл нашего с вами бытия. Мы понимаем, что жизнь не ограничивается внешним и материальным, не может им ограничиваться, потому что она сокрыта со Христом в Боге и питается благодатью в общении любви.

Чем мы можем воздать Господу за Его любовь? Сегодня в Евангелии мы слышали о женщине, которая открыла сосуд с драгоценным миром, возливала возлежащему Господу на ноги, обливала их слезами любви и с плачем отирала своими волосами. В Евангелии от Иоанна говорится, что это миро стоило триста динариев, в другом – двести, ровно столько, сколько Апостолы предполагали потратить, чтобы накормить пять тысяч человек.

Но эта женщина действует по зову любящего и кающегося сердца, поэтому ей ничего не жалко для Господа. Свойство любви – жертвовать, не подсчитывая стоимость и не сообразовываясь с мерой, потому что любовь безгранична, как Сам Бог. Любящий не задумывается о количестве, он отдает всего себя. И именно такой любви ждет от нас Христос, отдавший душу Свою «за други Своя».

Поступок женщины, вызванный единым душевным порывом, тут же подвергся строгому суду так называемого здравого смысла, якобы правильнее было продать это миро и на вырученные деньги помочь многим нищим. Но это рациональное суждение далеко от мудрости и еще дальше от дара любви. Пролитое женщиной миро любви ко Христу, благоухающее в Евангелии уже две тысячи лет, будет бесценным примером и для всех будущих поколений, а в чем нет любви, не имеет никакой цены.

И если мы спрашиваем, что нужно сделать для Бога, чтобы угодить Ему, как и сколько молиться, чтобы считаться добрыми христианами, то это говорит о благом намерении, но не о любви, до которой надо еще созреть. Дух Божий не связывается местом и количеством, он ревнует о всецелой отдаче, и чтобы Он жил в нас, мы должны руководствоваться не одним холодным рассудком, но движением чистого сердца.

Господь хочет, чтобы мы отдали Ему свое сердце, как Он всего Себя отдал за нас на Кресте. Жертва Авеля была угодна Богу, а жертва Каина нет, и дело не в том, дичь это была или плоды земледелия, а в том, что один сделал это формально, а другой в приношение Богу вложил всю душу и всю свою любовь к Творцу.

Пример жертвенного служения любви для нас – святые Иосиф с Никодимом, которые, хотя и скрывали поначалу свою веру, боясь иудеев, но когда увидели Спасителя всеми оставленным и распятым, исполнили долг любви, не вменяя ни во что все страхи и опасности.

Итак, недостаток настоящей жертвенной любви да будет для нас источником покаяния и смирения, которые привлекают благодать. Пусть Христос, обнимающий с Креста все человечество, научит нас этой самоотверженной любви, расширяющей и согревающей окаменевшие сердца. А для этого, по зову Спасителя, отвергнемся себя, возьмем крест свой и последуем за Ним в жизнь вечную. Аминь.

Произнесена 2 марта 2018 г. в пятницу 2-й седмицы Великого поста в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.