Торжество возвращения к Отцу

Вот, дорогие братья и сестры, подошла к концу первая седмица Великого поста, когда каждый из нас воздерживался по силам от скоромной пищи и обуздывал свои бессловесные страсти. И, несомненно, Господь услышал наши молитвы и помиловал нас, как Он помиловал некогда согрешивших против Него Ниневитян, которые всего три дня постились, но сурово, без еды и воды, и понудили так же поститься свой бессловесный скот.

Сегодня Ангелы Божии радуются на Небе, видя стольких кающихся грешников, которых Отец наш Небесный принимает в Свои любвеобильные объятия. Эти служебные духи облачают нас в светлые одежды чистоты и добродетели, возлагая на руку перстень сыновства. В этот день мы прияли в себя огонь, облеклись в сияние славы Сына Божия, т.е. причастились Его Тела и Крови и сподобились участвовать в Небесной Трапезе. Неужели после этого мы можем вернуться к свиным рожкам греха, которые не насыщают?!

Сегодня особенно торжественный день, когда все христиане причащаются, соединяясь со своим Главой – Иисусом Христом. Церковь, воинствующая на земле, приобщается радости Церкви Торжествующей на Небе. Воистину, сегодняшней день – дар Божий для всех. И именно так – «Дар Божий» – переводятся имена святых угодников, память которых мы сегодня празднуем: св. вмч. Феодора Тирона и св. прав. Феодоры, царицы Греческой.

Святой вмч. Феодор, как вы знаете, за отказ принести жертвы идолам был казнен через сожжение в самом начале IV века. Как поется в его замечательном тропаре, «во источнице пламене, яко на воде упокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся». А через полвека после своей кончины он приходит на помощь антиохийским христианам, когда император-вероотступник Юлиан в насмешку над Церковью повелел антиохийскому правителю, чтобы каждый день первой седмицы поста на рынке вся пища тайно окроплялась идоложертвенной кровью. Святой Феодор явился антиохийскому архиепископу и подсказал ему, чтобы христиане не покупали ничего в воскресенье на рынке, но ограничились пищей, которая у них была, – вареной пшеницей с медом, называемой сочивом.

Мы видим, как малое стадо Церкви в очередной раз побеждает козни императора, имевшего великую власть на земле. Он сам впоследствии, когда был поражен на войне с персами невидимой рукой, признал свое поражение, сказав, обращаясь ко Христу: «Ты победил, Галилеянин!» Действительно, трудно человеку «прать против рожна», как было когда-то сказано апостолу Павлу. Временный и суетный человек, какой бы он не был облечен на земле властью, никогда не может победить вечного Царя Правды – Христа.

Но Церковь побеждает не силой, а любовью. Если бы антиохийские христиане съели эту окропленную пищу, они бы осквернились? Конечно нет! Апостол Павел говорит, что идол ничто, и на рынке мы можем есть все без исследования, ибо «Господня земля и исполнение ея» (Пс. 23, 1). Но если вам скажут, что это идоложертвенное, тогда не ешьте, чтобы не соблазнить того, кто это вам сказал (Ср. 1 Кор. 25-29).

Если бы христиане поели этой окропленной кровью пищи, то язычники насмехались бы над Церковью, а немощные из христиан смутились бы. А так они воздержались, ограничив себя после постной недели лишь зернами пшеницы, и таким образом оказали великую любовь массе народа, который потом вернулся в Церковь.

А имя святой Феодоры, супруги императора-иконоборца Феофила, связано с победой иконопочитания после второй волны иконоборчества в IX веке. Православная Царица восстановила на Константинопольской кафедре патриарха Мефодия, который созвал собор, утвердивший решение VII Вселенского собора о почитании икон.

Торжество Православия, которое мы будем праздновать завтра, с конца IV века совершалось в первое воскресенье поста в память о заступничестве святого вмч. Феодора Тирона. А с IХ века его стали связывать с победой православия над всеми ересями и иконоборчеством. И сегодня так совпало, что память виновников этого Торжества, св. Феодора и св. Феодоры, мы совершаем вместе накануне праздника, в субботу первой седмицы Великого поста.

Святой апостол Павел в сегодняшнем послании, показывая, насколько Сын Божий превосходит Ангелов, говорит словами пророка Давида: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Евр. 1, 8-9). А по-славянски это звучит: «паче причастник Твоих».

Христос – вечный Царь Славы, и сила Его Царствия в правде, потому что только правда живет вечно как свойство Божества. И все мы, христиане, являемся соучастниками Его победы и Его славы, если стремимся к правде и удаляемся от беззакония. «Христос» переводится как «Помазанник», а по слову прп. Иоанна Дамаскина, «Христос помазал Себя Самого, помазуя как Бог, помазуясь как Человек, помазание же человечества есть Божество».

И сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, став причастниками Его Божества, получили это помазание радости и благодати, приняли в себя Христа, радующего наши сердца. Так постараемся же ни в чем не огорчать нашего Спасителя и больше не возвращаться ко греху, но быть достойными звания сынов Божиих, помазанников с Ним на вечное царствование. Мы, по слову апостола Петра, «род избранный, царственное священство, народ святой», а потому своей благочестивой жизнью будем и другим людям, говоря словами того же Апостола, «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Аминь.

Произнесена 24 февраля 2018 г. в субботу 1-й седмицы Великого поста на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.