Пир земной и небесный. Воскресная проповедь в Троицком соборе

Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 16-24).

Одним из ярчайших образов вечных благ Царствия Небесного в Священном Писании является трапеза, вечеря. Как мы читаем в Книге Притчей: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь: закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу: посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу» (Притч. 9, 1-3). Превечная Премудрость ‒ Господь наш Иисус Христос – создал Себе дом ‒ святую Церковь, в которой мы уже приобщаемся этой животворящей трапезе, вкушая Его Тело и Кровь как начатки небесного пира в Царстве Божием.

В сегодняшней Евангельской притче Господь, говоря о судьбах Своего народа, тоже обращается к образу вечери. Некий господин по особому случаю приготовил роскошный пир и через слугу приглашал дорогих гостей, но те стали отказываться. Один сказал: я купил поле, мне нужно пойти посмотреть его, другой говорит: я приобрел пять пар волов, нужно испытать их в деле, третий: я женился и не могу прийти. Хозяин дома, как написано, разгневался. Почему же он разгневался, ведь, казалось бы, у каждого была уважительная причина, своя личная жизнь, дела. Но это было прямым непочтением к приглашающему, презрением его угощений, всех его стараний и любви. Зная, что притча эта об избранном народе, можно добавить, что для них это был Отец, создавший их и давший им всё то, чем они были так сильно заняты.

Бог избрал еврейский народ, чтобы устроить через него спасение мира, столетиями подготавливал его для этой миссии, воспитывал, наказывал, учил, желая первыми приобщить их небесным благам. Воспитывая Своих детей, Отец Небесный давал им образы и подобия, как игрушки, чтобы они хоть как-то представляли себе, что Он хочет им передать во владение и как с этим управляться. Но когда дети возмужали, и пришло время дать им Царство, настоящее наследство, они отвернулись, держась за свои игрушки. Избрав малое, понятное для них, они отвергли великое, своего Отца и Его Царство.

И когда Господин пира прогневался, Он сказал Слуге: «Иди на улицы, переулки города, собери всех хромых, слепых, больных и приведи сюда, чтобы наполнился Мой пир». Христос сошел на землю и привел к Отцу всех нищих духом, плачущих, чистых сердцем во Израиле, весь остаток, тех, кто не был заражен славолюбием, прельщен богатством, испорчен властью. Развращение не коснулось их, и потому они откликнулись на этот зов и приобщились истинному богатству и славе. Но ещё осталось место на пиру, и слуга Божий Христос идет за город, на пути и дороги, чтобы призвать языческие народы, тех из нас, кто чувствует свою нищету, неполноценность без Бога. Так пир, Царство Небесное наполняется смиренными душами, которые не мыслят о себе высоко, но уповают на Бога и в Нем одном полагают свое истинное благо.

И мы, христиане, тоже узнаем себя в этой притче. Поле ‒ это символ природы, окружающего нас мира. Останавливая свое внимание на творении, которое очень красиво и премудро устроено, мы рискуем увлечься им и забыть о Творце. Пять пар волов ‒ это земная деятельность, работа, творчество, которые тоже могут уводить от Бога, создавая иллюзию наполненности. Особенно созидание и творчество, как конкуренция Творцу, без благодарности и смирения порождают гордыню. Брак, как символ земной любви, ближе всего подходит к тайне любви божественной, к полноте бытия. Но такая любовь, если она не освящена Богом, делается самой искусной подделкой Царствия Божия. Сколько людей удаляется от Бога, не нуждается в Его дарах, ходя путями этой несовершенной любви. И если законная любовь при забвении о Боге может делаться духовным прелюбодеянием, то что говорить о любви греховной, спорящей с Его заповедями?!

Одно из святоотеческих толкований числа антихриста ‒ 666, это понимание его как символ совершенства без Бога. Мы знаем, что Господь за шесть дней создал этот мир и человека, создал «хорошо весьма» и в седьмой день почил от трудов Своих, ожидая нашего труда и произволения, желания придти к Богу и разделить с Ним пир любви. Потому что без воскресения, без освящения и благословения Божия всё это земное совершенство само по себе остается неполноценным, ни на что негодным. Число 6 – символ земного совершенства, а три шестерки – тройное совершенство. Но это тройное самосовершенство, символизируемое полем, волами и браком: совершенство природы, земной деятельности и человеческой любви без Бога обречено на провал. Потому что между субботним покоем и воскресением, преображением в Боге огромная пропасть, бездна, в которую проваливается все. Имя этой пропасти ‒ грех, стоящий на пути к Богу, не дающий с Ним соединиться и получить освящение. Если не побежден грех, то тайна пришествия Бога в мир, Рождество Христово подменяется тайной беззакония и отступления человека от Бога.

Притча говорит о том, как человек может променять свое истинное счастье на нечто низшее, земное, даже если брать его высшие проявления. Однако мы знаем, что мир поражен грехом, который всё сотворенное Богом хорошо обращает нам во вред и погибель. Не случайно апостол Павел обращается к нам сегодня: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе», но для этого вы должны умертвить ваши земные члены: блуд, страсти, любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 4-5). Все наши страсти – это идолы, которым мы поклоняемся, принося в жертву все Богом данные нам таланты и способности. Страшно, когда люди на призыв Господа отвечают: «Молю Тя, имей мя отреченна», – как это звучит по-славянски. Возлюбив земное и временное, они искренно умоляют Бога оставить их со своими страстями, отрекаясь от Христа и от вечных благ, просят дать им это малое и лишить Царства Небесного. Конечно, они могут это и не осознавать, но суть от этого не меняется.

Апостол призывает нас совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового (Кол. 3, 9-10), и когда это произойдет, тогда все, что нам дал Господь на земле, получит иное, духовное измерение и небесное благословение, обретя свой подлинный смысл.

Поэтому будем внимательны, Господь предупреждает: «Много званных, но мало избранных». Как в ветхом Израиле спасся лишь остаток, так и в новом Израиле спасется остаток, только верные Господу, которые всей своей жизнью докажут эту верность. И надо готовиться к тому, что в какой-то момент Господь, как в этой притче, придет за нашей душой и пригласит её на пир небесный. Как важно, чтобы она была способна сделать этот последний выбор, от которого зависит наше будущее в вечности! Пусть не будет она связана страстями, узами греха, пусть не увлекается земным и временным, чтобы по первому зову устремиться на пир своего Небесного Жениха Христа. Да будет так! Аминь.

Произнесена 28 декабря 2014 г. в Неделю 28-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.