В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 10-17).

Во всю землю изыде вещание их и во всю вселенную глаголы их» (Пс. 18, 5), – поем мы в церкви пророческие слова царя Давида в дни памяти святых Апостолов, которые проповедовали Христа по всему миру. И сегодня мы празднуем память святого апостола Андрея Первозванного, который проповедовал в наших пределах, там, где впоследствии сформировалась принявшая православную веру славянская цивилизация. Апостол Андрей проповедовал в Тавриде, т.е. в Крыму, а потом, по свидетельству преподобного Нестора Летописца, поднялся по Днепру и на месте будущего Киева предрек, что там будет множество церквей христианских, и воссияет вера Христианская. По преданию, он с проповедью дошел даже до Новгорода, так что можно, в какой-то мере, считать его нашим Апостолом, просветителем будущей Святой Руси. Апостол Андрей называется Первозванным, потому что, будучи ещё учеником Иоанна Крестителя, первым был призван Спасителем нашим Иисусом Христом, пришел к Нему домой, первым слушал слово спасения, первым полюбил Его всем сердцем, так что жизнью своей и мученической кончиной на кресте засвидетельствовал истинность веры Христовой.

И сегодня, в воскресный день, празднуя начало вечной жизни и победу над смертью – малую Пасху, мы пришли в храм, чтобы исполнить заповедь: шесть дней трудись, а седьмой посвяти Господу Богу твоему. Приход в храм – это благочестивый поступок, он похвален сам по себе, но очень многое зависит от внутреннего расположения, с которым приходит человек к Богу. Мы знаем это на примере мытаря и фарисея, которые оба пришли в храм помолиться, но Господь по-разному принял их молитву. В сегодняшнем Евангелии говорится о других двух людях, которые также исполняли эту заповедь о седьмом дне, но с разной для себя пользой.

Один человек – это согбенная, скрюченная женщина, которая восемнадцать лет ходила согнувшись и не могла распрямиться. Сейчас врачи назвали бы множество причин, диагнозов и способов исцеления такой болезни, но ничего бы не помогло, как это не помогло и тогда. Потому что есть болезни, которые попускает Господь до времени, и остается только терпеть их с благодарением, как крест от Бога. Господь же наш Иисус Христос – истинный Врач душ и телес – указывает подлинную причину страданий этой женщины – её связал сатана. Господь называет её дочерью Авраама не столько за происхождение, сколько за веру, потому что она, хотя и не надеялась уже получить исцеление, тем не менее, не отчаялась, не озлобилась, не потеряла веры, но ходила в храм, чтобы молиться и слушать Слово Божие.

Можно считать, что она во всём была праведной, как праведный Иов, и страдала не за грехи, но ради славы Божией и духовного совершенства. А можно предположить, что она страдала от духовной болезни, была одержимой, и бес мучил её по попущению Божию. Одержимые временами теряют контроль над собой, страдают от чуждой воли, но в другое время искренне каются, молятся, видя свое плачевное состояние, и быстро становятся праведными и святыми. Но, так или иначе, Господь не постыдил веры этой женщины, Он призрел на её страдания и подал ей избавление. Сам Господь наш Иисус Христос смилостивился над ней, подозвал и, возложив руки, исцелил её от болезни. И тотчас женщина выпрямилась и, первым делом, стала славить Бога.

Второй человек, чтивший субботу, – это начальник синагоги. Если бедная женщина приходила в храм со смирением и нищетой духа, страдая от болезни и насмешек окружающих, то этот человек чувствовал себя в доме Божием хозяином. Он был богат, обладал властью и авторитетом и с высоты своего положения духовного лидера учил народ исполнять заповеди.

Но вот действие Христа обнаружило внутреннее состояние начальника синагоги. Когда совершается, наконец, исцеление терпеливой страдалицы, и все присутствующие люди, да что люди, небеса дивятся чуду и радуются за нее, славя Бога, этот человек начинает ругаться. Не дерзая обвинять Господа в исцелении, он лукаво обращается к народу, который здесь не причём, и начинает отчитывать людей за то, что приходят исцеляться в субботу. Он не рад и даже не осознает чуда.

Это говорит о полном бесчувствии и духовной слепоте этого иудея, о его безразличии к страданиям ближнего, о том, что, возмущаясь нарушением малого, он отвергает главное в законе – суд и милость, т.е. справедливость и милосердие. Поэтому Господь обличает его: «Если вы жалеете скот и отвязываете его в субботу, чтобы напоить, неужели не стоило пожалеть и исцелить в субботу – время, посвященное служению Богу, – эту страдающую дочь Авраама?!»

Но почему он так бурно реагирует? Потому что завидует Христу. Завистливый человек страдает, когда другой преуспевает. И этот начальник синагоги, который имел в жизни все почести, власть и богатство, завидует способности Господа привлекать к Себе народ и творить чудеса, боится потерять свое положение.

Христос очень точно называет начальника синагоги лицемером, потому что он применяет на себя личину праведности, благочестия, ревности о соблюдении заповеди, но на самом деле не знает Бога. Его сердце съедает зависть и ненависть, ему ни до кого нет дела, кроме себя, нет ни капли милости.

И получается так, что сатана, который связывал по Промыслу Божию эту женщину восемнадцать лет, повелением Христа оставляет её и переходит на начальника синагоги, связанного узами зависти и вражды на Истину, заставляя его бесноваться.

Мы видим, как важно молиться со смирением, с осознанием своей греховности и нищеты; как важно с терпением принимать все жизненные трудности как из руки Божией и верить, что в нужный момент Господь непременно избавит нас и исцелит. И ещё видим, что благочестие и милосердие невозможно разделять, и если это происходит, как это было с фарисеями и книжниками, начинается безумное беснование вражды на Бога.

Господь сотворил мир для любви и, как мы слышали сегодня в апостольском чтении о Христе, «всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и всё Им стои́т» (Кол. 1, 16-17). Мир создан Богом для того, чтобы тварь приобщалась к Его благости, к Его милосердию. И именно любовь и милосердие низводят Бога на землю, а человека возводят на Небо. Суть заповедей сводится к вере и любви, это то, что нас исцеляет от греха и дает подлинную свободу.

Поэтому будем молиться святым Апостолам и всем Святым, чтобы мы, скрюченные грехом, распрямились, воспряли от уныния, могли взирать на Бога с сыновним дерзновением и пребывать в общении любви с ближними, прославляя Господа нашего Иисуса Христа во веки. Аминь.

Произнесена 13 декабря 2015 г. в Неделю 27-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.