Школа добродетели. На память свт. Николая Чудотворца

1451860123

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие (Лк. 6, 17-20).

Сегодня мы празднуем память любимого нашего Святителя – Николая Чудотворца, самого скорого помощника после Божией Матери. В тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости, воздержания учителем». Он наш учитель, потому что учит нас вере, добродетели и помогает во всем.

Жизнь человеческая – это учеба, а люди – ученики, которые решают задачи, поставленные им Господом, чтобы они росли и совершенствовались. Святые – это преуспевающие ученики, решившие свои задачи «на отлично» и теперь помогающие тем, кто мучается над решением подобных проблем. Святые мученики учат нас быть верными Господу, терпеть все жизненные искушения и благодатью побеждать естество. Святители учат хранить правую веру и в Духе Святом славить Творца. Преподобные – это пример воздержания, молитвы и уподобления Господу нашему Иисусу Христу.

Но у святителя Христова Николая нет специализации, он помогает во всём и учит всему. Потому что добродетель, в которой он преуспел, – это любовь, всеобъемлющая и понятная для всех. Она является исполнением закона и пророков, крышей того духовного здания, которое мы уготовляем в жилище Богу, она – царица добродетелей и само совершенство. Бог есть любовь, и человек, научившийся любви, богат и всесилен, потому что он с Богом, у Которого сила, мудрость и полнота всех благ. Тот, кто любит, приобщается этой силе и тоже может всем помогать, подобно тому, как святитель Николай в Духе Святом слышит все наши прошения. Он одновременно везде, как везде Господь, и он может помочь, потому что Бог дает ему эту силу.

Сегодня в святительском Евангелии говорится, что Господь стоит «на месте равнем» и исцеляет всякие недуги и болезни, как сказано: «Сила от Него исхождаше и исцеляше вся». И мы сами, без посредников, можем прибегать к Его любви, к Его благодатной силе, получать милость и исцеление. Мы чувствуем это на себе каждый раз, когда от души обращаемся к Богу с молитвой, и Господь укрепляет и исцеляет. Но проходит время, мы опять начинаем страдать от своего непостоянства, опять мучаемся, нам трудно молиться, трудно справляться с задачами нашей жизни. Как достичь того, чтобы и в нас была эта сила, чтобы в сердце забил источник воды живой, источник благодати Божией, текущей в жизнь вечную?

Об этом говорит нам сегодня Господь, когда учит народ: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное». Это очень простая истина: если ты хочешь приобщиться к богатству Божию, к полноте бытия, ты должен оставить свое, не цепляться за какие-то свои ценности, но открыть сердце Богу, чтобы Он наполнил тебя жизнью. Ты не должен уповать ни на что в этой жизни, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Не должен быть привязан к вещам, к деньгам, большим или малым, ибо и малоценное порабощает и сковывает душу, когда мы много о нем думаем. Но главное, у нас не должно быть внутреннего ложного богатства, самодовольства, ничего такого, что занимало бы наше сердце, потому что это мешает Господу дать нам вечное наследство – Царствие Небесное.

И святитель Николай, стяжавший «смирением высокая, нищетою – богатая», обладал подлинным смирением и нищетой духа и потому возвысился и обогатился всеми дарованиями. Он, наш наставник и учитель, говорит каждому из нас: «Если ты хочешь любить, перестань носиться с собой любимым, если хочешь обогатиться во Христе, перестань цепляться за свое, научись жертвовать собой, научись отдавать. Если есть что-то доброе в твоей душе, а оно есть у каждого, делись им с другими. Тебе кажется, что ты теряешь, но на самом деле ты приобретаешь, потому что всякому дающему дано будет и приумножится». Если воду закрыть в сосуде, то она испортится, а если давать ей выход, на её место всегда будет притекать свежая. Это отдаленное подобие общения любви, того благодатного источника, который должен забить в сердце каждого верующего.

Но чтобы отдавать себя, чтобы делать добро, нужно быть достойным этого, нужно заслужить у Бога это право. Многие хотели бы делать добро, но у них не получается, потому что мешают грубые страсти, обесценивающие всё доброе и в душе, и в делах. Любовь – это радость и свет, но как дневной свет состоит из целого спектра цветов, так и любовь Божия составляется из многих добродетелей. Чтобы стяжать любовь, нужно перед этим позаботиться обо всех прочих добродетелях, ибо кровля не может утверждаться на полуразрушенных стенах. Если сосуд твоей души в трещинах, как ты можешь удержать в нем драгоценное миро любви?!

Вот для этого нам и дана жизнь, чтобы находить правильные ответы и учиться добродетелям, на которых зиждется любовь. А когда человек вкусит этого божественного вина любви, он стремится получить больше, пренебрегая земными удовольствиями. Как богатые люди в этом мире, чем больше приобретают, тем больше алчут богатства, так и нищий духом, получая от Бога духовное богатство, желает ещё больше. В своем движении к совершенству он восходит всё выше и выше, приобретая всё больше добродетелей и совершенствуясь в любви. Это блаженное восхождение не останавливает даже смерть, так что доблестно пожившие на этой земле и теперь живут любовью, изливая её свет на землю, подобно мириадам звезд.

Пример такого вечного светила любви – угодник Божий Николай, как и другие святые, которые да будут нам путеводителями и учителями в этой школе жизни, помогут научиться решать поставленные задачи и преуспевать в добре, чтобы стяжать эту, поистине, царскую добродетель любви. Аминь.

Произнесена 19 декабря 2015 г. на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.