Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12, 32-40).
Сегодня, почитая память св. ап. Андрея Первозванного, мы переносимся к самому истоку нашей веры, когда за Христом пошло всего двое, два ученика Крестителя: апостолы Андрей и Иоанн. Здесь, на берегу Тивериадского озера, Господь проповедовал, здесь Его ученики внимали глаголам вечной жизни, чтобы потом сетями слова привлекать ко спасению души, не чуждые своему небесному происхождению. Здесь образовалось то малое стадо, которое наследует мир и к которому принадлежим и мы, если намерение и именование перейдет в дело и естество.
Сегодня в Евангелии мы слышали слова Господа к нам: «Не бойся малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам Царство!» Люди, эти словесные овцы, в отличие от бессловесных, рождены для большего, нежели чем пастись на земных лугах. В людях заключена бессмертная душа, царственный разум, они призваны быть сотаинниками и помощниками Богу в тварном мире, причастниками жизни вечной во всей её полноте. Не будем смотреть на стада пасущихся по земле небесных царей, дерущихся за персть, их многочисленность не будет им оправданием. Лишь малое стадо услышало глас Христов, глас истины и добра, глас любви и совершенства, зовущий на небесные пастбища, и только небесная пища спасет нас от вечной смерти.
Далее Господь говорит о признаке этого малого стада – оно живет не землей и не для земли, а Небом и для Неба. Продает имение здесь и покупает там, отдает временное и приобретает вечное, отдает из милости ценности этого мира, будь то деньги, время, удовольствия, собственный покой, чтобы стяжать вечные блага – добродетели и… Хочется сказать: и заслуги, как говорят католики. Но будем трезвее, наше добро служит, прежде всего, спасению, исцелению нашей собственной души, а не накоплению заслуг, чеков, которые можно будет обменять потом на вечные блага. Стать подобными Богу само по себе есть благо. Поскольку любит человек копить, собирать, Господь и говорит ему: «Тогда уж собирай на Небе, там твои накопления будут в безопасности». Если же Он говорит: «Продай имение твое и отдай нищим, и следуй за Мной», – то не о нищих и не о рациональном использовании денег печется, а о спасении нашей души, которая, навьюченная богатством, не пройдет сквозь игольное ушко, ибо тесны врата… Впрочем, в своем стремлении к Богу, прежде чем стать сынами, мы можем быть и рабами, и наемниками, но только Божиими. Одного Господа будем бояться, от Него только ждать награды и собирать со Христом.
Созданные для Неба должны жить Небом, ибо Господь говорит: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А сердце – это центр нашего существа, и его содержание – наша суть. Потому и будут слова наши судить и оправдывать нас в последний день, т.к. они отражают содержание сердца, то, чем оно наполнено. Если мы на молитве в храме думаем о житейском, о своих делах – это значит, что там находится наше сокровище, в суете, этим мы живем и дышим. Человек – это некое смешение добра и зла. Господь призывает нас освятиться, извергнуть из себя всякое зло, подняться выше земного и тленного, стать добрыми насквозь, до конца. Чтобы душа наша и сердце были на Небе с Богом, с преподобными и святыми, и чтобы мы окончательно избрали этот путь света, любви и истины. Поэтому на земле мы должны стараться быть небесными, любить Господа и помнить о Нем.
Господь говорит, чтобы мы были готовыми по первому зову возлететь в свое Небесное Отечество, чтобы были препоясанными на добрые дела и имели светильники нашего сердца и ума горящими, обращенными к Богу, чтобы не угасали они от нехватки елея – благодати Божией. Сравнивая нас со слугами, ожидающими своего господина, который может придти неожиданно, Господь говорит о том, что Божиими нам надо быть в любое время дня и ночи, а не по временам. Невозможно иметь в сердце иногда совершенную любовь, а иногда неприязнь, иногда сладость, а иногда горечь, или к одним быть добрыми, а к другим злыми. А ещё, что, помимо Второго Пришествия и даже помимо смерти, которая может быть внезапной, будут и другие экзамены и проверки.
Господин приходит, часто неожиданно, в лице ближнего, в виде различных искушений, обстоятельств и испытывает нашу готовность, качество нашего сердца. Да и как мы можем быть совершенными, смиренными, святыми, если не будет искушений, если не будет условий, которые развивают в нас эту внутреннюю духовную силу. Как можно стать сильным телесно, если не трудиться? Поэтому экзамены закономерны, скорби неизбежны, хотя бы для нашего самопознания. Господь проверяет, не дает заснуть, чтобы мы были готовы на всякое время.
Сегодня мы празднуем память святого Андрея Первозванного, замечательного, можно сказать, русского Апостола, который просветил наши земли, который был на месте будущего Киева и предрек, что благодать Божия здесь почиет, и будет великий город, и построено будет множество храмов. Мы знаем, что, когда татары в 1240 г. разрушили Киев, там было более 700 церквей.
Апостол Андрей одним из первых пошел за Христом, оставил всё и отправился проповедовать Царствие Небесное. Будем стараться подражать ему и всем Святым, стараться быть небесными, готовыми откликнуться на зов Божий, готовыми ко всем искушениям и экзаменам, чтобы после смерти «автоматом», как говорят, пройти в Царствие Небесное. Тогда исполнятся слова, сказанные в сегодняшнем Евангелии, что Господь наш препояшется и Сам будет служить нам. Ведь любовь требует выражения, приложения, сама суть любви – служить, умаляться, чтобы любимому было хорошо. А кто больше может послужить, чем Сама Любовь, Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю, чтобы послужить?! Итак, будем бодрствовать и преуспевать в добре, чтобы, когда Он придет в последний раз, оказаться достойными Царства Отца нашего вместе с мириадами Малого Стада Христова. Аминь.