Избавление от телесных уз обличает узы греховные

1447431549

Сегодня мы празднуем память святой великомученицы Екатерины, которая имела от Бога много даров: ясный ум, красоту, целомудрие и внутреннюю цельность. Однако она не довольствовалась этими естественными дарами, но искала Небесного Жениха, высшего смысла жизни, стремилась к совершенству и истине, и Господь привел её ко святому Крещению. Таким образом, святая Екатерина обогатилась ещё спасительной верой и духовной мудростью, христианским смирением и небесной радостью, ревностью по Богу и праведностью.

Действительно, кто имеет – тому дано будет и приумножится. Святая Екатерина приумножила свое богатство и обрела самое великое сокровище, какое только можно стяжать на земле – святость, залог вечного блаженства.

Но, к сожалению, не все люди приходят к Богу через радость, через постоянное возрастание в добродетелях. Сегодня мы слышали в Евангелии повествование о женщине, которая восемнадцать лет была скрючена и не могла распрямиться. Она почти ходила на четвереньках, смотря в землю, и более походила на какое-то странное животное, чем на человека. Но эта женщина, глубоко страдая, не смотря ни на что ходила в синагогу, как мы ходим в храм, и ждала помощи от Бога. И её терпеливое и смиренное упование не было посрамлено, Господь находит её там и исцеляет.

Человек после грехопадения склонен постоянно смотреть в землю, его интересует земля и то, что на ней. Гоняясь за телесными удовольствиями и прахом, он грешит и теряет духовную свободу, не может распрямиться и посмотреть на небо, беседовать с Творцом, даже посмотреть с любовью в лицо брата своего не может. Он не знает, что есть радости выше тех, которыми он живет: радость общения с Богом, радость служения ближнему, ощущение полноты бытия – те высшие радости, которые имела и имеет ныне святая Екатерина.

Мы не знаем, как жила эта женщина до болезни, может быть, она грешила, а может, была подобна Иову. Неисповедимы пути Господни: Бог одних смиряет, других возносит по одному Ему ведомым причинам. Но мы знаем, что одна из причин того, что мы не приумножаем данные нам таланты, – это гордость, отсутствие смирения. Потому что если при отсутствии должного смирения нам давать новые дары, преуспеяние в каких-то отдельных добродетелях, чего мы просим, это не послужит нам на пользу, а может даже и повредить душе.

Грех скручивает, связывает человека, а благодать освобождает и врачует. Если человек стремится к Господу и смиряется, то Господь всё исправляет и творит чудеса. И мы это видим воочию не только на примере святых, но и на своем опыте.

И вот великое чудо исцеления, как вспышка света, освещает вокруг себя тьму и обличает неправду. Начальник синагоги, который внешне был очень благочестив, начинает негодовать, что Христос исцелил эту женщину в субботу. Мы видим его слепоту – нарушение внешних правил он замечает, а что Бог творит рядом с ним «славная и ужасная», не видит. Он не понимает ценности человеческой жизни, спасения человека, не имеет милости к ближнему. Господь обличает его неправоту, несправедливость, говоря: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). Действительно, если вы жалеете скот, а скорее всего они жалели свое собственное имущество, чтобы не потерпеть убыток от гибели животных, то почему не жалеете человека, эту дщерь Божию, которая столько лет страдала? В свете любви Бога к страдающему человеку мы видим это безумие, которое прикрывается внешним благочестием, заботой о правилах, а на самом деле есть беззаконие и преступная слепота.

Сегодня в апостольском чтении святой Павел говорит нам: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света». И ещё: «Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте… Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф. 5, 8-13).

В евангельском эпизоде мы видим, что свет чуда, свет благости и милосердия Божия освещает и обличает немилосердие начальника синагоги. Причём обличаемое тоже становится светом, потому что предостерегает нас от такого безумия, когда внешнее и формальное убивает жизнь, убивает милосердие. Ведь милосердие – это неотъемлемая часть любви, это главное, это то, ради чего Господь пришел на землю.

Мы же будем обличать других не словами, а своим безупречным житием, следованием за Господом по пути Его святых заповедей. И пока мы в этой жизни ходим светом Евангелия, светом ума Христова, светом своей совести, Господь с нами, и мы не спотыкаемся. Если же забываем о Боге и своем Небесном Отечестве, погружаемся в суету, не замечаем в себе греха, то рискуем споткнуться и повредить душу. Потому Апостол и обращается к нам с любовью: «Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Аминь.

Произнесена 8 декабря 2014 г. в Неделю 27-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.