На день памяти св. великомученицы Екатерины

1481134598

В дни празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы мы размышляем о своем призвании служить Богу, пребывать с Ним в общении, чтобы преуспевать в добродетели. Духовные высоты нам иногда кажутся недосягаемыми, потому что мы часто уповаем только на свои усилия и не доверяем силе Божией. Вдохновляющим примером для нас является святая Богоотроковица, в таком юном возрасте показывающая великую духовную зрелость. Легкость, с которой Она поднимается по ступеням в храм Господень, говорит о том, что жизнь по Богу не сложна, если с нами благодать Божия, ибо «заповеди Его тяжки не суть» (1 Ин. 5, 3).

Поскольку, по слову Апостола, мир не познал премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. И тогда Он избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильных, да не хвалится пред Богом никакая плоть: «Хвалящийся хвались Господом» (Ср. 1 Кор. 1, 21-31). Так хрупкая трехлетняя Отроковица, обличая Своей духовной силой нашу немощь, хвалится о Боге, низлагающем сильных и возносящем смиренных: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея»[1]. Да и Сам Бог приходит в мир в образе беззащитного Младенца, Который рождается зимней ночью в вертепе со скотом. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1, 5) – Христос побеждает мир, озаряя светом веры всех, кто жаждет истины.

Сегодня в Евангелии Господь говорит нам: «Кто не примет Царствие Божие, как дитя, не войдет в него» (Лк. 18, 17). Это значит, что вера должна быть простой, искренней, без сомнений, размышлений и лукавых расчетов. Она не должна затемняться соображениями рассудка, который не помогает вере, но часто расслабляет её, заражает ум гордостью, ибо «знание надмевает» (1 Кор. 8, 1). Быть как дети, значит – иметь цельную душу, ум и сердце, не раздробленные грехом, жить по вере, когда дела не расходятся со словами. Конечно, не во всём нужно подражать детям, потому что можно остаться эгоистичными или инфантильными. «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние» (1 Кор. 14, 20), – наставляет Апостол.

Бог – наш Отец, а мы – Его дети, и поэтому, уповая на Его защиту, на Его силу и мудрость, мы можем позволить себе быть великодушными, благожелательными, простыми и смиренными. Он дает нам силу не хитрить и не лукавить, не мстить и даже не помнить зла, не уподобляться сынам века сего в их поведении, и в этом заключается подлинная мудрость и красота духа.

Сегодня мы празднуем память святой великомученицы Екатерины, которая имела благородное происхождение, была богата, обладала исключительной красотой, острым умом и получила блестящее образование. Вместе с тем у нее были высокие духовные запросы, и замуж она соглашалась выйти только за того, кто превосходил бы её во всех добродетелях. По совету верующей матери девица побеседовала со старцем-пустынником, который указал ей такого идеального Жениха – Господа нашего Иисуса Христа. Юная искательница истины очень сильно захотела посмотреть на Него и много об этом молилась. Ночью в видении она сподобилась лицезреть Пресвятую Деву с Богомладенцем. Но как не просила Матерь Божия Своего Сына взглянуть на коленопреклоненную Екатерину, Он отворачивался, говоря: «Я не могу смотреть на нее, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами Крещения и не запечатленный дарами Святого Духа».

Когда же святая Екатерина приняла таинство Крещения, оставила ветхую одежду греха и получила Дары Святого Духа, тогда Господь в новом видении воззрел на нее с любовью и, надев на нее обручальное кольцо, сделал Своей невестой. Итак, самые великие добродетели, которые превозносит мир, ничто в очах Божиих, если их не одухотворяет смиренная и верующая душа. И, напротив, средние способности, вполне заурядная и даже нескладная внешность, озаряемые светом чистой, верующей и смиренной души, сияют особой неземной красотой. Какой бы путь ни выбрала душа человеческая – супружескую стезю, или, как святая Екатерина, обручение Небесному Жениху, идеалы монашества, она тогда только по-настоящему разумна, красива, сильна, духовно богата и угодна Богу, когда знает Христа, по-детски искренно любит и молится, всегда пребывая в благодати. Это то, что дает верующим рождающийся в их сердцах Христос – мир, радость, внутреннюю цельность, смирение и любовь, в чем да утвердит нас Господь Своею благодатию. Аминь.


[1] Песнь Богородицы (Лк. 1, 46-55).

Произнесена 7 декабря 2016 г. на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.