1450038226

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 16-21).

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 10-17).

Сегодня мы празднуем память благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, всеми любимого нами русского святого. Шесть лет назад по результатам голосования в рамках проекта «Имя России» он оказался самой почитаемой народом личностью за всю историю нашей страны. В чем заключается такая его сила и притягательность для нашего народа?

Благоверный князь Александр был храбрым воином, талантливым полководцем, за всю жизнь не проигравшим ни одного сражения. Он был мудрым политиком, который посредством победоносной борьбы с Западом и рассудительного мира с Востоком, с татарами, заложил основы будущего могущества и независимости России, её самобытного выбора. Но, наверное, самое главное – это то, что этот во всех отношениях прекрасный и достойный человек был воспитан в православной вере, которую русский народ принял всей силой своей чистой и правдолюбивой души. Есть свидетельства современников, что за всю жизнь он не пропустил ни одной воскресной службы. Так вот, святой Князь был силен тем, что уповал не на свои силы или достоинства, но на Господа, говоря с царем Давидом: «Сии на колесницах, и сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» (Пс. 19, 8), «ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня» (Пс. 43, 7). Всем известны его слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Он умел воевать, но делал это не для своей славы и величия, а из любви к своему народу, чтобы защитить святую веру и свободу. И само имя Александр означает «защитник людей». Он умел договариваться о мире, поддерживать его, хотя это часто стоило ему великих трудов и жертв, но никогда не шел на уступки, на компромисс в вере, не разменивал своих убеждений. Поэтому Благоверный князь всегда хранил внутреннее единение со Христом и мир сердца, внешняя же деятельность, будь то война или мир, служили только средствами для служения Богу и своему народу.

Вот почему так близок нам этот Святой, воплотивший в себе самые лучшие качества русского человека: непоколебимую веру, милостивое сердце, великое смирение, обостренное чувство правды и умение терпеливо и настойчиво идти к заданной высокой цели.

А мы с вами, дорогие братья и сестры, всегда ли ставим во главу угла веру, чтобы она вдохнула жизнь в нашу деятельность, всегда ли уповаем на Господа? К сожалению, часто мы либо уповаем на свои силы, пытаемся удовлетворить собственные амбиции, либо опускаем руки, унываем там, где нужно действовать, где нужно надеяться, черпая силы в вере. Пасуя перед обстоятельствами, идя на компромисс со своей совестью, мы теряем душевный мир. И получается, что, забывая о Господе, мы не с тем воюем и не с тем смиряемся, потому что только живая вера делает нас свободными и дает истинные ориентиры.

Другое уклонение – это упование на богатство, а не на Бога. Сегодня мы слышали притчу о неразумном богаче, который жил ради себя и не понял, что Господь дал ему обильный урожай, чтобы тот научился милости и любви, помогая неимущим. Богатство и удовольствия он сделал целью своей жизни, но не знал, что сама жизнь его в руках Бога. Богач забывает о Нем и разговаривает только со своей сластолюбивой душой: «Ешь, пей, веселись», – а в это самое время Господь отнимает у него жизнь, как у недостойного этого великого дара. В заключение притчи Господь говорит, что так бывает со всяким, кто собирает для себя, а не в Бога богатеет.

К сожалению, человек часто забывает о своем предназначении и живет подобно этому богачу, как будто будет вечно жить на земле. Жизнь и все, что мы в ней имеем, от Бога, всё это дано временно и ещё не наше. Если мы будем верными в малом, если на это «неправедное богатство» жертвой и милостью на земле приобретем себе друзей на Небе, то Бог не только это сделает нашим, но даст неизмеримо большее, дарует вечную жизнь. Сила, ум, богатство, таланты – это лишь средства, имения, которые нужно разумно продать, чтобы приобрести многоценную жемчужину любви к Богу и ближнему. Продать – значит не привязываться ни к чему, отдавать и тем самым богатеть в Бога. Потому что всякую жертву ради ближнего Христос вменяет в милость Себе, вознаграждая её духовным богатством.

Он хочет, чтобы мы ни к чему не привязывались в этом мире, чтобы не было у нас ни внешнего, ни внутреннего богатства, на которое бы мы уповали, чтобы мы опирались только на нашу веру в Господа. И это есть та самая духовная нищета, искание Бога и высшего смысла – то, чем всегда был силен русский человек.

Мы должны быть странниками в этом мире, воинами, готовыми в любой момент встать и пойти за Христом. Поэтому Господь попускает болезни, скорби и войны, чтобы мы не засыпали, чтобы не забывали о своем небесном Отечестве. Господь наш Иисус Христос говорит о том, что вера христианина будет испытываться, и этот экзамен придет неожиданно, как тать в ночи: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13, 33). Это относится как к концу сего временного мира, так и к смерти человека, подводящей итог его жизни. Ведь она может прийти внезапно, как к богачу, и надо готовиться, чтобы не оказаться в его положении.

Сегодня Россия, как древний Израиль после очередного языческого плена, возвращается к своим историческим ценностям, к вере во Христа и вспоминает о своей миссии в мире, о проповеди добра, света и истинной веры. Россия обретает силу и начинает играть серьезную роль среди других народов, бросая вызов мировому злу. Но, конечно, одной внешней силы и материального богатства для такого противостояния недостаточно. Когда весь мир, во грехе лежащий, ополчается против истины, необходимо опираться на веру, как опирался на нее святой князь Александр Невский и наши благочестивые предки.

Ведь даже если есть сила для борьбы со всеми внешними врагами, не надо забывать, что «наша брань не против плоти и крови, но против… духов злобы поднебесных». Поэтому Апостол и призывает нас сегодня облечься «во всеоружие Божие», т.е. в духовные доспехи, чтобы устоять в час испытаний. Препоясаться истиной, надеть броню правды, приготовить ноги к благовестию мира, проповеди не столько словами, сколько личным примером. А главное – взять щит веры, шлем надежды на спасение и духовный меч Евангельской истины.

Наша общая победа складывается из трудов, подвигов и побед многих духовных воинов, и мы верим, что с Господом мы победим. Потому что если наши средства будут направлены на достойную цель, если наши силы будут умножены чувством внутренней правоты, а таланты одухотворены силой Божией, кто сможет противиться? Если с нами Бог, кто устоит против?

И поэтому будем молиться святому благоверному князю Александру Невскому, чтобы, как говорится в его тропаре, «державе Российстей богоугодней быти, и сыновом Российским спастися». Чтобы нам уповать во всём на Господа, искать, прежде всего, Царствия Божия и правды его, а остальное приложится. Аминь.

Произнесена 6 декабря 2015 г. в Неделю 26-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.