Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание…»[1].
Сегодняшний праздник – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы – является предвозвестием Рождества Христова и прообразом спасения человеческой души. Та, Которой суждено стать Матерью Спасителя, вводится сегодня родителями в Храм Господень для посвящения по обету на служение Богу. Хотя Богоотроковице всего три года, Она совершенно осознанно восходит в храм на служение, преодолевая чудесным образом, без посторонней помощи, пятнадцать больших ступеней. Так и всякая рождающаяся на земле душа призвана восходить в своей жизни к Богу, поднимаясь по лествице добродетелей, чтобы сердцем войти в храм, т.е. научиться молиться и служить, чтобы подготовиться к вечной жизни. Высокие ступени – это трудности, испытания, без которых невозможно совершенствование. Иногда очередная ступень кажется непреодолимой отвесной стеной, но тем, кто дерзает, благодать Божия всякий раз помогает быть выше любого препятствия.
Путь от детского эгоизма к любви и самоотверженному служению Богу – задание для каждой души. Мы должны созреть духовно, возмужать, научиться любить и жертвовать, утвердиться в своем желании быть с Богом. Для кого-то не хватает на это и целой жизни, но Матерь Божия уже в трехлетнем возрасте прошла этот путь, чтобы затем лишь возрастать в совершенстве, пребывая в храме в молитве и изучении Священного Писания. Достигнув же по дару Святого Духа непостижимой для смертных духовной высоты, Она Сама стала одушевленным Храмом и вместила Того, Кого не вмещают даже Небеса.
Священное Писание и святые отцы сравнивают Матерь Божию со скинией, с ветхозаветным Храмом, со Святая Святых, с престолом, золотой кадильницей и ковчегом Завета. Но Она превосходит всё это настолько, насколько действительность превосходит символ, и реальность – свой прообраз. Потому что все эти жилища Бога, т.е. места пребывания Его благодати, были лишь тенью и указаниями на Ту, Которая стала действительным вместилищем Божества, вратами, через которые Бог вошел в мир, палатой Царя Христа и престолом Агнца Божия.
Поэтому и для нас храм, Святые места, где мы возносим свои молитвы, где душа освящается, это не цель, а средство. Это лишь промежуточный этап и прообраз того состояния будущего века, когда мы, по примеру Пречистой Девы, сами станем жилищем Бога, храмами Святого Духа. В Новом, Небесном Иерусалиме, который придет на смену Иерусалиму земному, не будет храма, как особого святого места, ибо Бог будет почивать в душах Святых, не будет солнца и светильника, ибо Господь будет для них теплом и светом.
Однако для того, чтобы стать живым храмом Христа в будущей жизни, необходимо осознать нужду в общении с Богом, научиться молиться и потом терпеливо возводить стены добродетелей на положенном Апостолами основании – учении Христовом. Этого невозможно достичь без помощи Божией, без участия в Таинствах Церкви, без соединения со Христом.
Каждому из нас дано «неправедное богатство», то, что мы не заработали: жизнь, здоровье, ум, совесть, таланты и способности. Хотя оно нам не принадлежит, мы можем сделать его своим и приумножить, делая добрые дела. Бог всегда готов помочь нам в этом, Он всегда и везде слышит наши молитвы. Двери Его Церкви всегда открыты для желающих благодатного освящения. На эти средства мы можем приобретать себе друзей и обтесывать камни добродетелей для своего духовного дома.
А можем растратить всё это на суетные удовольствия, подобно богачу из сегодняшней притчи. Получив большой урожай, он решил потратить его на улучшение своего благосостояния, удержать для себя, но за свое неразумие внезапно лишился не только богатства, но и самой жизни. «Так бывает с тем, – говорит Христос, – кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). Давший на пользу может и забрать Свои дары, если увидит, что человек встал на путь смерти и вредит сам себе.
На всенощной праздника Введения уже начинают
петь рождественские ирмосы: «Христос рождается, славите, Христос с небес,
срящите», т.е. встречайте. Рождественским постом мы готовимся к встрече с
Господом, воздержанием и молитвой очищая свою душу для Его посещения. Ведь рождающийся
в сердцах верующих беззащитный Младенец не может обитать в вертепе разбойников,
т.е. со страстями, которые не оставляют Ему места в душе. Он любит чистоту и
смирение, верность и самоотвержение, эти подлинные дары ума и сердца – золото
любви, ладан служения и благоухание добродетели. Ныне время собирать камни,
созидать своего внутреннего человека и «богатеть в Бога». Итак, как говорит
сегодня Апостол, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором
всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе», будем и
сами «устрояться в жилище Божие Духом» (Ср. Еф. 2, 20-22), «и так
всегда с Господом будем» (1 Сол. 4, 17), как в этой жизни, так и в будущей.
Аминь.
[1] Из тропаря праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы.