На начало Рождественского поста

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вступаем в период Рождественского поста, равновеликого святой Четыредесятнице, когда мы стараемся проникнуть в тайны воплощения Бога Слова. Если в Великий пост нам больше предлагается размышлять над тайной Креста и Воскресения, то здесь мы призваны осознать свою греховность, смириться и принять в свое сердце Спасителя мира.

Видение своих грехов необходимо для того, чтобы осознать нужду в пришествии Спасителя. Господь пришел на землю, когда наступило «исполнение времен», т.е. когда мир, погруженный во мрак греха, чаял избавления от его тирании, ждал пришествия Избавителя. Господь родился во тьме вифлеемской ночи, чтобы миру воссиял свет. Он рождается в яслях для скота в напоминание о том, что и наша душа часто уподобляется этой пещере с бессловесными животными – страстями, от которых исходит зловоние греха. Христу нет места в гостинице нашего сердца, потому что оно занято иными, часто чуждыми Бога мыслями и чувствами. Но Он являет великое смирение, заходит в захламленное и нечистое сердце грешника, чтобы расположить его к покаянию. Когда свет Божества касается нашей души, мы начинаем осознавать, как она темна, как много в ней греховного, и каемся. Видение своей греховности смиряет и учит покаянию, которое рождает благодарность и устремление к Богу в молитве.

Поэтому осознание нужды во Спасителе, необходимости смирения, очищения себя – это то, о чем мы размышляем в период Рождественского поста. И конечно, мы должны учиться воздержанию и молиться о том, чтобы Господь нас очистил и не погнушался войти в наше сердце. Потому что пост и молитва – это средства, которые очищают душу и приближают её к Богу. Не случайно, наверное, мы сегодня слышали в Евангелии о том, как Господь исцелил бесноватого отрока, после того, как ученики Его не смогли этого сделать. И когда они спросили Его о том, почему они оказались бессильны, Он ответил, что этот род, т.е. нечистые духи, изгоняется только молитвой и постом.

Но самая главная причина, почему чуда не произошло, это недостаток веры. Ведь до этого ученики посылались на проповедь и исцеляли множество болезней и изгоняли бесов, а здесь почему-то помочь не смогли. Может быть, потому, что Господь отлучился от них на гору Фавор, и они понадеялись на себя, что будет всё как прежде. Напряжение веры умалилось, и ничего у них не вышло. Отец отрока после многих неудачных попыток помочь своему больному ребенку почти впал в отчаяние, так что вера оскудела и в нем. Это видно по словам, с какими он обращается ко Христу: «Если Ты что-то можешь, исцели моего сына». Но Господь воздвигает в нем веру: «Я могу, но всё зависит от тебя. Если ты можешь сколько-нибудь веровать, то всё возможно верующему». Тогда этот человек воспрянул духом, ухватился за эту надежду и в сердечном порыве воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию», – и совершилось чудо.

Вера – это великое таинство, самая первая добродетель, без которой ничего не может произойти в духовной жизни. Положим, есть у нас близкий друг и мы уверены, что все, о чем попросим, он выполнит, чего бы ему это ни стоило. Но это значит, что и мы готовы сделать для этого человека все. Вот это похоже на состояние веры. Вера – это не мировоззрение одного человека, это связь двух личностей: человека и Бога. И она требует отдачи всего себя, жертвенной взаимности. Если мы хотим, чтобы Бог слушал наши просьбы, то и мы должны быть готовы умереть ради исполнения Его святой воли – вот это настоящая вера. Такая вера – это очень непростое делание, и даже не делание, потому что веру дает Господь – это дар Божий. Человеку намного проще исполнять внешние предписания, чем пребывать с Богом в отношениях живой веры.

В сегодняшнем апостоле святой Павел обращается к галатам, которых он называет неразумными за то, что, начав в духе, они закончили плотью, увлеклись астрологией, возвратились к буквальному исполнению предписаний закона и в этом полагали свое спасение. Он говорит им, что «законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3, 11). Причём это люди, которым сам апостол Павел проповедовал, и успешно. «Как вы были блаженны! – говорит он. – Если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4, 15). Но они преткнулись, потому что вера трудна для нашего ветхого человека, она требует возвышения над реалиями этого мира.

Однако именно поэтому вера так ценна в очах Божиих, потому она и спасает, что требует преодоления в себе ветхого и страстного и соединяет с Богом. Дела закона, т.е. следование правилам, нужны нам для дисциплины, для приближения к духовному совершенству, которым мы ещё не обладаем, но спасает исключительно вера, только живые отношения с Богом.  

Поэтому будем не только просить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру, но и сами в жизни стараться поступать по вере. Будем стремиться к чистоте, познанию своих согрешений, смирению и осознанию нужды в Спасителе. И тогда Господь родится в нашем сердце и исполнит его светом и радостью, подобной той, что мы имели в начале нашего обращения ко Христу. Тогда таинство Рождества Спасителя будет для нас не отвлеченным и умозрительным, а очень понятным, исполняющим нас жизнью и радостью. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе… принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Аминь.

Произнесена 28 ноября 2015 г. в субботу 26-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.