Земная хижина и дом вечный

1479679918

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не ви́дением, – то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 1-10).

Сегодня суббота – день покоя, когда мы поминаем наших усопших и прославляем всех святых, угодивших Богу и ожидающих воскресения и праведного воздаяния в жизни вечной. В день субботний Бог после сотворения мира почил от дел Своих, предоставив уже человеку созидать свой внутренний мир, свое духовное вечное жилище. В субботу – момент перехода в мир иной – период деятельности для каждого заканчивается, а земное время замирает в ожидании всеобщего воскресения и жизни будущего века.

В этот день мы вспоминаем святителей, преподобных и праведных, которые понесли многие труды, подвизаясь ради спасения себя и ближних. Например, поминаемые ныне святитель-исповедник Павел Константинопольский, который мужественно боролся с арианами и четыре раза был в изгнании за правую веру, и преподобный Варлаам Хутынский, новгородский подвижник ХII века, всю свою жизнь проведший в трудах и молитвенных подвигах. Они, как и все святые, трудились, воздыхая о том небесном жилище, которое уготовал для них Господь.

В апостольском чтении святой Павел говорит сегодня именно об этом нашем уповании: «Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Под этим вечным домом Апостол подразумевает не небесные обители, а новое, духовное тело, которое будет дано всем по воскресении. Наше земное тело косно и ограничено, оно сковывает наш дух, требуя постоянной о себе заботы и попечения. Подобно улитке мы вынуждены таскать за собой громоздкую раковину, защищающую, но и обременяющую хрупкое тело души. И в то же время плоть является источником земных помышлений, она толкает нас на грех и пригибает нас к земле. «Оттого, – продолжает Апостол, – мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище».

Обычно люди на земле воздыхают о другом. Помышляя о смерти, они сокрушаются, что закончится эта земная жизнь, которая является для них высшим благом. Если не верить в Бога и не принимать во внимание будущей жизни, смерть, болезнь и страдания представляются крайним и неодолимым злом. Мы же вместе с Апостолом и всеми Святыми радуемся победе Христа над смертью и сокрушаемся лишь о том, что не можем прямо сейчас перенестись в Его блаженное Царствие.

Впрочем, мы не желаем избавиться от тела и не считаем его темницей, как в буддизме, где оно воспринимается как зло, обуза души и то, от чего нужно совсем избавиться. Апостол говорит, что мы «не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью». То же самое тело, ныне бренное, должно стать иным, вечным, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Мы веруем, что Господь после воскресения вернет каждому из нас собственное его тело, которое по своему устроению будет иным, легким и небесным, способным приобщиться к блаженству вечной жизни.

Единственное опасение, не без оснований высказываемое Апостолом в отношении будущего облечения в нетленное тело: «Только бы нам и одетым не оказаться нагими». Т.е. существует опасность перейти в вечность без добродетели, предстать пред Богом лишенными славы и оправдания. Но ведь вся жизнь дана нам именно на приобретение одеяния добродетелей, ибо «на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа», чтобы утвердиться в добре и подготовиться к вечности.

Это значит, что не стоит чрезмерно скорбеть и впадать в уныние при неудачах в духовной жизни, когда мы видим свои немощи и несовершенства, чувствуем одиночество, удаленность от Бога. Апостол призывает нас «благодушествовать», зная, что «водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы ходим верою, а не ви́дением». Земное пребывание заведомо несовершенно и скорбно, потому что приходится ходить с трудом и на ощупь, руководствуясь одной лишь верой. Но чтобы не посрамиться в вечности, когда мы увидим Господа «лицом к лицу», нужно созидать свое духовное тело здесь и сейчас жизнью по вере.

Поэтому, по слову Апостола, мы «ревностно стараемся… быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое».

Жизнь христианина бывает непростой, но никакие скорби, болезни и само дыхание смерти не могут нарушить мира в его сердце, покоя души, парящей над треволнениями земного бытия. Ведь, как сказал тот же блаженный Павел, «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем… Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим. 14, 8), Ему же слава подобает всегда, ныне, и присно, и в бесконечные веки. Аминь.

Произнесена 19 ноября 2016 г. в субботу 22-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.