Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали Евангельскую притчу о великой, основополагающей тайне бытия, о любви, спасающей человека и соединяющей его с Богом. Ко Христу подошел законник и спрашивал: «Как мне жить, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь, видя, что тот искушает Его и спрашивает неискренне, предлагает ему самому ответить на этот вопрос. Конечно, фарисеям и книжникам была известна суть десяти заповедей – любить Бога и своих по вере, но возможно, что он только повторил слова Самого Христа: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27).

Господь одобряет ответ и говорит: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10, 28). Действительно, истинная жизнь у Бога, от преизбытка любви создавшего мир, и если мы хотим жить вечно, то должны стремиться к источнику жизни – Богу. Нам следует учиться у Него созидательной любви, этой тайне бытия, которая животворит и объединяет всё творение, соединяя его с Творцом.

Фарисеи и книжники не знали любви, как люди Ветхого Завета, они разделяли всех людей на иудеев – народ Божий – и на язычников, к которым заповедь о любви никак не относилась. Мало того, они даже не любили своих единоверных иудеев, потому что заразились страстями сребролюбия, славолюбия, искали удовольствий, первенства, а народ, невежда в законе, был проклят для них (Ин. 7, 49). И как может любить человек, сердце которого занято страстями? Он является рабом страстей, не свободен, даже себя не любит, потому что действует во вред самому себе. И мы знаем, что религиозные вожди народа распяли в своем безумии Господа.

Тогда этот книжник, которого совесть обличает в отсутствии любви, желая оправдать себя, говорит: «А кто мой ближний»? (Лк. 10, 29). Этот вопрос нам с вами тоже знаком, мы тоже иногда начинаем лукаво искать повод уклониться от жертвы, начинаем вычислять, кто же достоин нашей любви? Торгуемся, оцениваем, подсчитываем и не подозреваем, что если есть этот торг, расчет, то нет настоящей любви. Потому что любовь – это сила, не подчиняющаяся логике и не примеряющаяся к обстоятельствам, которая сама изменяет и человека, и логику, и обстоятельства. Истинная любовь, по Апостолу, не превозносится, не взирает на лица и не ищет выгоды, она покрывает все недостатки и неблагодарности ближнего и потому никогда не прекращается (1 Кор. 13, 4-8). Любовь – скорее не деятельность, а состояние человека, когда он от внутренней полноты и цельности не может поступать по-другому, не может не миловать, потому что добро стало его природой.

Проповедь об истинной любви и силу любить принес в мир Господь наш Иисус Христос. Сегодня в апостольском чтении мы слышали о том, что Христос «есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею» (Еф. 2, 14). Это значит, что Он примирил иудеев и язычников, и теперь и те и другие не законом спасаются, но учением Христовым, учением любви. Ибо «нет уже ни иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет ни мужеского пола, ни женского», потому что все – новая тварь, «одно во Христе» (Гал. 3, 28). И здесь мы видим любовь в её действии, в её величии, познаем её жертвенную природу. Живое воплощение любви – Христос, умирающий на кресте за всех и обнимающий с креста всё человечество. И видим, как любовь Христова всех собирает, как она всех соединяет, а конечная цель – это единство в Боге, потому что все люди – это дети Небесного Отца, и должны быть одно во Христе, как Христос одно с Отцом и Духом.

И вот Господь рассказывает эту притчу о милосердном самарянине, который не был ближним для пострадавшего от разбойников иудея, но спас ему жизнь. Соплеменники несчастного – священник и левит – прошли мимо, потому что или торопились на службу, или не хотели испачкаться, или боялись, что разбойники там сидят в засаде. А самарянин, иноплеменник, не стал брать в расчет какие-то там свои дела, свои страхи, не стал вспоминать, что вражда между самарянами и иудеями вечная. Он просто откликнулся на зов своего сердца, просто пожалел этого человека и сделал все, чтобы ему помочь.

Но почему законник спрашивает о том, кто для него ближний, а Господь отвечает не совсем логично, показывая, кто стал ближним для пострадавшего иудея? Часто мы ленивы на добро и сострадание, не способны проникнуть в несчастье другого человека, а если и помогаем, то делаем это нехотя, свысока, не понимая, зачем всё это нужно. Ощущая себя богатыми и выясняя, кто достоин нашей любви и внимания, мы забываем, что сами жалки и ничтожны, и нет у нас никакой любви. И Господь меняет местами нас – богатых и сильных – и того человека, который нуждается в нашей помощи. Он говорит: «А ты сам встань на место этого пострадавшего и скажи, нужен тебе ближний?» И вот тут мы, толстокожие, видя свою нужду в других, начинаем понимать, что значит любовь к ближнему, как к самому себе.

Так и в жизни Господь попеременно попускает нам различные скорби и немощи, чтобы мы смирялись и друг другу помогали. И когда мы любим, тогда и дальние становятся ближними, и мы познаем эту силу Божию, которая нас соединяет. Только любить нужно не словом и языком, как говорит Апостол, а делом и истиной (1 Ин. 3, 18), оказывая любовь другому так, как мы заботились бы о самих себе, так, как если бы Сам Христос пришел и нуждался в нашей помощи. И вот сегодня Сам Господь – тот самый Милосердный Самарянин, Который пожалел род человеческий, спускавшийся из Иерусалима в Иерихон, т.е. отпавший от своего небесного достоинства и впавший в губительные страсти, Который нас помиловал и исцеляет наши язвы греховные, изливая Свою милость и любовь – масло и вино; Сам Господь говорит нам: «Иди и ты твори так же и будешь подобен Отцу твоему Небесному, Который солнце Свое сияет на добрых и злых. И тогда ты станешь ближним для всех людей, и каждый будет для тебя ближним, и все мы станем во Христе одно, единым целым с Богом любви на веки вечные. Аминь.

Произнесена 23 ноября 2014 г. в Неделю 25-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.