converted PNM file

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 26-38).

Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого ясно указывает как на силу диавола и ужасные последствия «дружбы» с ним, так и на непререкаемую власть Христа над силами зла.

Демон мучает тело и порабощает душу того, кто через совершение греха пытается заигрывать с ним. Враг полностью лишает такого человека воли и разума, используя его тело как орудие для творения зла. Он смеется над всеми попытками окружающих помешать этому, показывая невероятную силу, избивая людей и разрывая цепи. Но, едва завидев издалека Христа, одержимый бежит к Нему, падает ниц, и вот уже демоны униженно просят не посылать их обратно в бездну. Одного слова Спасителя достаточно, чтобы весь этот легион рассвирепевших бесов тут же покорно вышел из человека, и теперь они умоляют Его позволить им войти в свиней. Демоны знают, что для них уготованы вечные муки, но сейчас, пока Бог попускает это для благих целей, они хотят насладиться творением зла, вредить и мстить всему живому и, прежде всего, любимцу Бога – человеку. Падшие ангелы настолько извратились, что зло стало их естеством, и они уже не могут исправиться.

А человек, каким бы грешником он ни был, какое бы количество бесов на него ни насело, всегда может покаяться, взыскать Бога и спастись. Наглядный тому пример – бесноватый, исцеленный Христом. Вот он, одетый и в здравом уме, сидит теперь у ног своего Спасителя, ни на шаг от Него не отступая, и хочет посвятить служению Ему всю оставшуюся жизнь.

Итак, Господь всегда готов спасать людей, но хотят ли этого они сами? Желая показать враждебную ко всему творению силу демонов, Господь попускает бесам войти в стадо свиней и утопить его в море. Так могут погибнуть и те, – как бы говорит нам Спаситель, – кто будет смотреть только в землю и удаляться от Бога нечистым, скотским образом жизни.

А что же жители? Видя дивные дела Божии, нечеловеческое могущество Христа, изгоняющего на их глазах нечистую силу и исцеляющего человека, они не умилились, не прославили Творца, но «были объяты великим страхом». И вместо того, чтобы принять сердцем Спасителя, удержать у себя Врача душ и телес, они просят Его удалиться из своей страны.

Что же за страх заставляет их отказываться от своего подлинного блага? Они увидели, что свиньи, источник их дохода, погибли, и испугались за свое имущество. Эти люди боятся, что пришествие Бога в их страну положит конец их свиному благополучию, заставит их что-то в себе изменять, от чего-то отказываться. Не потому ли многие люди боятся переступить порог храма и придумывают различные оправдания своему неверию? В то время как причина проста – они боятся, что когда в их жизнь придет Господь, им придется расставаться со своими привычками, со своим уютным и привычным укладом, с грехом. И этот их страх подобен страху бесов, которые говорили Христу: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Зачем пришел Ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф. 8, 2). Они боятся не будущего наказания, но того, что оно придет прежде установленного срока, не дав им пожить по своей воле и насладиться «пиром во время чумы».

Если человек не стремится к Богу, к совершенству, то он деградирует, если не подражает Ангелам и Святым, то неизбежно уподобляется свиньям. Так происходит и с целыми народами, и со всем человечеством, которое после трагедии грехопадения в течение многих веков восходило через Ветхий и Новый Заветы к евангельским идеалам, а теперь, постепенно отходя от Бога, всё больше погружается в языческое, животное состояние. Если раньше спорили о том, как человек спасается и оправдывается: исполнением ли предписаний закона, или совершением добрых дел, или только верой, то теперь могут спросить: «А зачем человеку оправдываться? От чего спасаться? Он и так хорош, как есть, и все, что он делает и чего желает, – хорошо и естественно. Надо его просто освободить от заповедей, от всяких комплексов, от морали и, вообще, от Бога. Зачем стремиться к идеалам, зачем ограничивать себя, свое тело, имеющее полное право на все проявления? Надо просто слиться с природой и отпустить свои животные инстинкты, наслаждаться этой жизнью, а там хоть потоп».

Бог да сохранит нас от такого безумия и ослепления! Душа не больше ли тела, и Царствие Божие – временных земных утех? Конечно, и в нашей падшей природе дремлет этот древний бунт животного начала против всего духовного, но мы, созданные по образу Бога, призваны возвышаться над низшим для достижения подобия своему Создателю. Он предназначил нас стать наследниками Своего Небесного Царствия, вечных благ и полноты блаженства, уготованного праведным. И потому будем искать оправдания во Христе чрез «веру, действующую любовию» (Гал. 5, 6), т.е. веру живую, рождающую добрые дела, и упование наше не постыдится. Аминь.

Произнесена 13 ноября 2016 г. в Неделю 23-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.