
В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая (Лк. 6, 1-10).
Сегодня суббота, день, когда иудеи соблюдают повеление закона о субботнем покое. Эта заповедь дана избранному народу как напоминание о покое Бога после творения мира, том блаженном состоянии, которое этот народ призван разделить со своим Создателем. По предвечному замыслу Господа, люди должны войти в покой, а значит, и в святость Бога, потому что покой неразрывно связан со святостью. Всякое движение, всякая деятельность бывает хаотичной или разумной, а разумная деятельность направлена на достижение определенной цели. В Боге, как говорят святые Отцы, нет движения, Он пребывает в блаженном покое, потому что уже находится в состоянии совершенства и обладает полнотой бытия. Человек призван преодолеть в себе всякое смятение, всякое хаотичное и страстное движение, направленное не на благо, ведь смысл слова грех – попадание мимо цели. В своем стремлении к совершенству он должен обрести мир сердца и святость и приобщиться к блаженному покою в Боге.
Сегодня в Евангелии мы слышали повествование о двух случаях, произошедших в субботу. Они показывают великую мудрость Господа и неразумное, формальное отношение иудеев к тайне субботнего дня.
Суббота призывает человека отвлечься от земных трудов и забот и обратиться к тайнам будущего века. Ученики Христа, оставив все, пошли за своим Учителем, слушали Его небесные учения, так что у них не было времени даже готовить себе пищу. Подобно птицам, живущим тем, что находят, они срывали по дороге колосья и ели зерна. А фарисеи, которые заранее заготовили себе роскошную пищу, чтобы в субботу пиршествовать в праздности, укоряют их в нарушении закона. Одни постятся, забывая о земном, и внемлют Богу, другие объедаются, но при этом осуждают невинных. Христос заступается за Своих учеников со властью, как «Господин субботы», подобно тому, как некогда Давид рассудительно напитал своих людей хлебами предложения. «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27), – говорит Господь фарисеям и всем тем, кто в погоне за точным соблюдением буквы забывает о главном и угрызает других. Ветхозаветные иудеи, от которых требовалось точное исполнение закона, имели оправдание. Но после пришествия Спасителя мы безответны, когда не имеем рассуждения, когда оцеживаем комара и поглощаем верблюда, когда попрекаем ближнего соринкой в его глазу, а сами при этом попираем великий закон любви и милосердия.
Второй случай, произошедший в синагоге, когда Иисус учил там народ в субботу, ещё более рельефно показывает зло нерассудительного, поверхностного отношения к исполнению заповедей. Нам легко себя представить на месте человека, имевшего «сухую руку». Если посмотреть духовно на свою душу, там не только рука – символ добрых дел – поломана, ни одной косточки целой нет, всё многократно переломано и срослось неправильно. Но если мы искренно приходим ко Христу, как пришел послушать Его учение имевший сухую руку, благодать не только исправляет все искажения нашей души, но может даже заново нас сотворить. А вот на месте фарисеев, которые пришли с одной целью – уловить Христа, представить себя трудно. Они пытаются прикрыться благовидными побуждениями, но Евангелие называет всё своими именами: они «наблюдали за Ним, чтобы найти обвинение против Него» (Лк. 6, 7).
Зная помышления фарисеев, Господь спрашивает их напрямую: «Что должно делать в субботу – добро или зло? Спасти душу, или погубить?» Для того ли Бог установил заповедь о субботе, чтобы удерживать людей от совершения добрых дел? Ведь если ты не делаешь добра, ты делаешь зло, хотя бы тем самым, что не творишь добра. Можно прикрыть это красивым фасадом, но истина неизбежно откроется, что мы и видим на примере фарисеев: Христос спасает человека в субботу, а Его враги приходят в бешенство и думают, как Его погубить!
Внешне – праведники вразумляют преступника заповеди, по сути – убийцы и безбожники замышляют, как оклеветать и убить Спасителя мира. А теперь подумаем о своем поведении, когда мы укоряем ближнего в каком-то мелком нарушении порядка, заповедей, часто даже не Божиих, а человеческих. Формально всё правильно, одергиваем нарушителя, как те фарисеи, только при этом ещё фантазируем, что делаем это из любви, желая его исправить. А что по сути? Не являемся ли мы такими же нарушителями закона о любви, преступниками самой главной заповеди, на которой стоит весь закон и пророки? Ведь желание поправлять, если нас не вынуждает к этому положение начальника, или даже просто внутреннее осуждение других говорит о собственной нашей духовной наготе, пустоте и отсутствии любви. Любящий со своей духовной высоты просто не видит чужих недостатков, его зрение приспособлено видеть свет, а тьму он замечает только в себе.
Итак, в день субботний мы пожелаем всем нынешним иудеям не приятно проводить время в развлечениях, а удаляться от страстей, думать о небесных истинах, о том, что действительно угодно Богу, и обратиться к отвергнутому фарисеями Мессии. А что мы пожелаем себе, христианам, для которых субботняя заповедь перенеслась на воскресенье, день Господень, следующий за днем покоя и святости? ещё более сложного, почти невозможного – того, что выше бесстрастия и рассуждения: уподобления Богу, преображения души и личного воскресения в любви для жизни вечной.
И хотя такие цели пугают нас своей высотой и кажущейся недостижимостью, мы знаем, что для Бога нет невозможного. Как мы надеемся, что, согласно пророчеству апостола Павла, остаток современных иудеев непременно обратится ко Христу, так, и ещё более твердо, верим в свое личное воскресение, залогом которого в этой жизни является внутренний душевный покой и мир сердца во Христе Иисусе. Аминь.