Благодарение Господу, что сегодня мы сподобились послужить и помолиться на этом святом месте, где, согласно церковному преданию, великий пророк Божий Моисей дважды говорил с Богом. В первый раз, когда он бежал из Египта, Господь говорил с ним из Купины и велел вывести свой народ из египетского рабства. А когда Моисей привел к этой горе народ и снова поднялся на вершину, он получил от Бога завет послушания Творцу. Условия этого договора – исполнение заповедей. А за это Господь будет хранить и вести ко спасению богоизбранный народ, через который должно спастись всё человечество.
Здесь были громы и молнии, вся гора была в дыме и огне. И никто не мог подняться сюда, только один Моисей. Израильтяне не могли даже взирать на лицо Моисея от света, который от него исходил. Мы же с вами не только здесь находимся, беседуем с Богом лицом к лицу в молитве, но даже принимаем внутрь Самого Христа во святом Причащении. Мы живем в эпоху, когда исполнились обещание Бога излить Духа Своего на всякую плоть, когда «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 17-21). И теперь мы с вами – сыны и дщери света, «царственное священство и народ святой» (1 Петр. 2, 9), наследующий благословение.
Здесь Господь дал Моисею десять заповедей, суть которых заключается в любви к Богу и ближнему. Любовь неразрывно связана с крестом, она подразумевает самоотверженность, жертву, что для нашего ветхого сердца совсем не просто. Вертикальное древо креста – это любовь к Богу, горизонтальное – любовь к ближнему, и эти две основополагающие заповеди неразрывно взаимосвязаны. Авва Дорофей дает образ колеса: чем ближе находишься на спице к оси, тем ближе к другим спицам. Так и мы, чем больше приближаемся к Богу, тем ближе становимся к другим людям, а научаясь любви к ближнему, познаем Бога, Который есть любовь.
Но всегда люди приступали к этим заповедям с разных сторон: кто-то через устремление к Богу, через суровый подвиг отшельничества приходил в благодатные состояния и проникался любовью к ближнему, ко всему творению, кто-то через служение ближнему, через жертвенность глубже постигал любовь к Творцу. Здесь, на этой горе, среди многих великих подвижников подвизался преподобный Иоанн Лествичник, оставивший руководство для восхождения к небесному совершенству постом, молитвами и послушанием, в борьбе со своими страстями. Традиционно, постижение Бога в уединении, познание себя, покаяние – это путь монашества, а мирские больше через самоотверженное служение другим, смирение и благодушное перенесение скорбей приближаются к Богу. Но, на самом деле, каждого человека Господь ведет своим особым путем. Как учит преподобный Серафим Саровский, надо, подобно купцу, трудиться в том, что дает наибольшую прибыль, возделывать те добродетели, которые приносят больше духовной пользы.
Сегодня в Евангелии[1] Господь обличает фарисеев, как сейчас говорят, в двойных стандартах, в том, что им ничем нельзя угодить. Иоанн Креститель был строгим подвижником, не ел и не пил, и они говорили, что он слишком суров. Сына Человеческого, Который пришел к каждому человеку, чтобы спасти его любовью, они обвиняли в пристрастии к вину и дружбе с грешниками. Так же и люди, не верящие в Бога, не хотящие брать крест и идти за Господом, находят всяческие предлоги, чтобы оправдать свое нежелание. Таким образом, премудрость оправдалась от своих чад: мир, не принимающий Бога и слова о спасении, безответен. Невозможно докричаться до тех, кто не хочет слышать, кто ищет повода, чтобы отказаться от Божьего призыва. А мы да уклонимся от осуждения как этих внешних для Церкви людей, так и её чад, особенно пастырей, потому что единая Церковь состоит из многих членов, в ней есть разные служения, разные дарования и пути к Богу.
Апостол Павел иносказательно говорит, что есть «два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» (Гал. 4, 24). Современные иудеи доселе пребывают в порабощении букве закона, не проникая в его суть, покрывало неверия и неведения до сих пор закрывает их ум и сердце. Они исказили самую суть завета Божия, «говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы», по слову Апостола (Откр. 2, 9). А мы, милостью Божией, познали иной, Новый Завет, дающий подлинную свободу, мир и духовное обновление во Христе Иисусе, Господе нашем.
Нам дано много, но много и спросится. Если мы говорим, что рождены от Духа в Крещении, то и жить должны не по плоти, а духовно, принося Богу плоды добродетели. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23). Где духовная жизнь, там свобода от страстей и от буквы закона. Но если нет в нас этих плодов духа, значит, мы ещё не поднялись над законом и должны добровольно подчинять себя подвигам, правилам и предписаниям, пока Дух Божий не придет и не освободит нас.
Сегодня, поднимаясь в ночи на эту гору, – а этот подъем символизирует наше духовное восхождение к вершинам добродетели, – мы все поняли, как нелегко приближаться к Богу, как важен свет под ногами – свет Евангелия, чтобы не упасть в пропасть и не разбиться. Как важно помогать друг другу, держаться вместе и не уклоняться от проверенного пути. И как хорошо, что вообще есть этот путь к Небу, проложенный до нас нашими предшественниками и политый потом и слезами многих подвижников. Восходить по этому пути следует постепенно, шаг за шагом, всегда помня о конечной цели, с терпением неся свой крест – труд подъема и заботы друг о друге.
Но когда мы поднимаемся над миром и достигаем вершины, этого символа земного совершенства, мы видим свет. Здесь мы оказываемся в храме, преображаемся, сами становимся храмом, в котором сияет свет во сто крат сильнее солнечного. А путь наш не заканчивается здесь, на границе неба и земли, он продолжается в небесные сферы, в Царствие Божие, где господствуют уже иные законы, где царствует любовь, правда и радость во Христе Иисусе.
Молитвами святого пророка Божия Моисея и подвизавшихся на Синае
преподобных Отцов да поможет нам Господь возвыситься над земным и дольним горé,
подняться над законом и духом своим вселиться в небесные обители, где действуют
высшие евангельские законы, чтобы стать наследниками Нового Завета и спасения
во Христе Иисусе. Аминь.
[1] Лк. 7, 31-35.