Тако да просветится свет ваш пред человеки

Тако да просветится свет ваш пред человеки. Воскресная проповедь в Троицком соборе

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 14-19).

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 31-36).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, которые были поставлены на свещнице Божией в Престольном граде, чтобы светить всем чадам Русской Православной Церкви.

Господь говорит нам: «Вы свет миру», – и потому всякий христианин, а особенно пастырь Христов, призван светить миру своими добродетелями, показывая ближнему путь в Царство Небесное. Христос заповедует: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Мы призваны светить не своим непостоянным, мерцающим светом, который часто сменяется мраком и смятением, а светом Христовым, просвещающим всякого человека. Светить не ради своей славы, но для прославления Создателя.

Святители Московские были такими горящими светильниками, и хотя они, как настоящие христиане, любили смирение, Господь за добродетель поставил их на свещнице церковной в пример всем верным. Ибо, по слову Христову, не может укрыться город, стоящий на горе, и свеча зажигается не для того, чтобы спрятать её под сосудом, но чтобы она светила всем на самом видном месте. Отсюда и мы можем извлечь урок, что нужно стремиться не к славе, а к истинной добродетели, потому что всё тайное становится явным, а гоняющийся за славой смешон, потому что она бежит от него.

Святители Московские отличались не столько умом и образованием, хотя среди них есть и чрезвычайно в этом плане одаренные, например, святитель Филарет Московский, сколько строгим благочестием и ревностным хранением чистоты православия. В вопросах веры нельзя пренебрегать и тем, что кажется маловажным, потому что, если мы нарушаем даже кажущиеся незначительными повеления Господни и в малом отступаем от предания, где гарантия, что мы вовремя остановимся и не потеряем главное? Христос предостерегает, что ни единая черта не может быть изменена в законе, и потому, кто нарушит даже одну самую маленькую заповедь закона и соблазнит других, тот малейшим наречется в Царствии Небесном. Это значит, что он будет последним в загробном мире, т.е. будет мучиться в геенне.

Но неужели Господь призывает нас стать подобными фарисеям, которые очень тщательно выискивали и подсчитывали все ветхозаветные указания и угнетали простых иудеев, налагая на них «бремена неудобоносимые»? Конечно нет. Господь говорит: «Я пришел не упразднить закон, но исполнить его». А в греческом языке, как и в русском, слова «исполнить» (πληρώσαι) и «восполнить» (ἀναπληρώσαι) имеют один корень и близки по смыслу. Господь наш Иисус Христос, действительно, восполняет закон, углубляя и развивая его. Прямо перед этими словами Евангелия Он излагает девять заповедей блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем… И если ветхозаветный закон был заданием для человека, которое он должен был самостоятельно выполнить, загадкой, которую он должен был разгадать, то правильным ответом и подсказкой к этому заданию являются новозаветные заповеди Спасителя. Эти заповеди указывают правильный путь, подсказывают, какой дух должен быть у человека, исполняющего повеления закона.

Заповеди призваны научить нас простым истинам: люби Бога, не делай другому того, чего не хочешь себе, а делай только то, что и себе желаешь, т.е. люби ближнего, как самого себя. Это непросто, потому что требует духовных усилий, изменения себя. Господь ждет от нас не каких-то отдельных действий и поступков, а достижения духовного состояния, подобного тому, в котором пребывает Он Сам. Потому что отдельные поступки и дела могут быть своекорыстными, они могут исходить из нашего ветхого устроения. Если вы любите только любящих вас, если даете взаймы, чтобы получить свое обратно, какая вам благодарность, ведь так же поступают и язычники. А по-славянски это звучит: какая вам благодать? И это тоже правильно, потому что, по слову преподобного Серафима, цель христианской жизни – стяжание благодати Святого Духа. А какой благодати, какого дара от Бога можно ожидать, если живешь по расчету, по принципу: продал – купил, ты мне – я тебе, не желая возвыситься над ветхим в самопожертвовании?

А Господь говорит: «Но вы любите врагов ваших, благотворите, не требуя ничего взамен, и тогда награда ваша будет велика на небе, если вы ищете награды». Но ещё важнее стремиться стать сынами Бога Вышнего, Который дождь Свой посылает на праведных и неправедных, благословляя всех. Любит врагов тот, кто не может их ненавидеть. Разве может источник давать одновременно соленую и пресную воду? Так и человек Божий, который движется Духом Святым, не может ненавидеть, не может презирать, не может раздражаться. Обычно мы недоумеваем, как можно любить врагов, но при этом представляем себе обычную нашу любовь, страстную и эгоистичную, требующую взаимности. Но только любовь от Бога, чистая и святая, может научить нас ровно относиться ко всем, как к чадам Божиим, а всякое к нам негативное отношение воспринимать как волю Божию, как то, что нам нужно понести ради нашего спасения. Мы призваны уподобиться Богу, стать милостивыми, как милостив Отец ваш Небесный. А это значит, что в добродетели надо иметь постоянство, чтобы она стала состоянием души, нашим содержанием.

Итак, молитвами Святителей Московских и всех Святых будем настраивать свою душу на небесный лад, чтобы самой жизнью усвоить себе добродетель, чтобы добро и любовь стали нашей природой. Тогда мы тоже станем светильниками, источающими свет Христовых заповедей, и тогда имя Отца нашего Небесного будет прославляться как на Небе, так и на земле, а земля сердца нашего, согретая лучами благодати, станет Небом. Аминь.

Произнесена 18 октября 2015 г. в Неделю 20-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.