Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21, 33-42).
Сегодня, дорогие браться и сестры, мы чтим память святых родителей Иоанна Крестителя – пророка Захарии и праведной Елисаветы. Это были люди, жившие чаянием пришествия Спасителя и за свою добродетель и великое смирение сподобившиеся в старости родить Предтечу Господня. Казалось бы, весь иудейский народ должен был преклониться пред ними, но святого Захарию убивают между алтарем и жертвенником, и только чудо Божие спасает от слуг Ирода младенца Иоанна и праведную Елисавету. Царь Ирод, достигший уже глубокой старости, хотел оградить свою власть от только что родившегося соперника – Мессии – и не остановился ради этого даже перед убиением многих тысяч невинных младенцев и их родителей.
Образ Ирода символизирует падшую человеческую природу, которая в эгоистическом стремлении отстоять свою область дышит убийством на других людей. Такие же мотивы побуждают молодых людей совершать аборты с целью уничтожения конкурентов – собственных детей, посягающих на их время и силы, не дающих жить в свое удовольствие. Если человек не верит в Бога и в грядущее воздаяние, он, по меньшей мере, слеп, и, как правило, следует за своими падшими инстинктами в бездну. Но и верующий в Бога, если не борется со страстями, может потерять страх Божий и натворить ещё больше бед. Вот эту страшную суть человеческой природы без Бога и показывает сегодня Господь в притче о работниках виноградника.
Некий царь насадил виноградник, снабдил его оградой, башней, точилом и отдал работникам с условием, что они будут доставлять ему плоды. Но сколько ни посылал он своих людей за виноградом, те избивали и убивали посланных, а в конце убили и единственного сына царя, полагая, что могут присвоить себе его наследство. Эта притча о том, как вожди богоизбранного израильского народа отвергли Спасителя мира, Которого иудеи ожидали столько веков. Таково безумие безбожного сознания, желающего решить все проблемы, убрав из здания своей жизни один единственный Краеугольный Камень, на Котором утверждается всё бытие. Некоторые наивно верят, что тогда всё станет хорошо, и им не нужно будет ни за что отвечать и ни перед кем отчитываться.
Святой пророк Давид говорит: «Рех Господеви, Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши» (Пс. 15, 2), – т.е. не нуждаешься в моих жертвах, даешь, не ожидая получить назад. Господь сотворил мир из любви к созданию, чтобы приобщить его к полноте бытия, Он бескорыстен, в отличие от людей, которые всегда в большей или меньшей мере эгоистичны. Это понятно, отпав от Бога, человек должен своими ограниченными силами добывать себе пропитание, выживать, где ему ещё заботиться о других?! Но парадокс заключается в том, что невозможно обрести внутренний покой и счастье, не научившись любить и жертвовать, не соединившись с ближним и, через него, с Богом. Для того и пришел на землю Господь наш Иисус Христос, чтобы земных сделать небесными, научить нас любви и совершенству и даровать вечное блаженство праведности.
Конечно, эта притча не только об отвержении Бога вождями иудейского народа, она касается каждого из нас, любого человека. В новозаветное время Христос утвердил на земле новый виноградник – Святую Церковь. Он ископал в ней точило – место, где производится сок для вина, – святые алтари, в которых совершается Таинство Евхаристии; поставил башню – учение Церкви, ограждающее христиан от еретиков, оградил её стеной заповедей, канонов и преданий. Эта ограда и нас самих оберегает, не давая выходить за пределы Церкви и добродетели, и не пускает приходящих извне волков, губящих стадо Христово. Поэтому мы ответственны за то, чтобы хранить эту ограду и приносить Богу плоды добродетели.
Каких же плодов ждет от нас Господь? Это, прежде всего, сердце чистое и дух правый, любовь к Богу и ближнему, совершенство души, для которой творение добра становится естественной потребностью. Причём всё это нужно Богу только потому, что это нужно для нас. Ведь Он любит нас, а любовь желает только блага любимого. А всякий, кто пытается торговаться с Творцом, обмануть Его, украсть что-то или утаить, обманывает, прежде всего, самого себя.
Господь великодушен, Он доверяет виноградник Своим работникам, дает его нам «на откуп» и удаляется. Но это не значит, что можно творить все, что заблагорассудится, ведь мы должны будем дать отчет о том, как распоряжались этим даром. Поэтому будем хранить в себе веру и страх Божий, возделывать в своем сердце сад добродетелей, чтобы вместе со всеми добрыми виноградарями Церкви Христовой – святителями, преподобными и праведными – и нам принести сладкий плод Спасителю и сподобиться вечной награды в Царствии Христа Бога нашего. Аминь.