Не бывает пророк без чести… Об отношении к ближним

Проповедь на Литургии в Фаранской лавре

Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил (Мк. 6, 1-7).

Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем», – говорит Господь (Мк. 6, 4), или, по известной поговорке, нет пророка в своем отечестве. Эта истина, которую мы слышали сегодня в Евангелии, указывает на силу предубеждения и учит жить больше верой, чем видением, чтобы не обманываться внешним.

Господь в первый раз после того, как вышел на Свое общественное служение, возвращается в родной город Капернаум. Возвращается не простым плотником, каким Его там знали, а прославленным чудотворцем, в окружении учеников. Он горит желанием помочь дорогим сердцу людям, но встречает холодное недоверие – не плотник ли это, Сын Марии, братьев и сестер Которого мы знаем, как Он может творить чудеса?! И когда Христос начинает читать и толковать в синагоге пророчества, они удивляются, откуда у этого простого, не учившегося богословию человека, такая мудрость? Но это удивление не имеет ничего общего с чувством, охватившим апостолов во время чудесного укрощения бури – кто Сей, Который даже стихиями повелевает?! Это не восхищение, не ощущение своей греховности, не признание Его Богом и Спасителем, но неверие, подозрительность и зависть. Недаром, как повествуется у другого Евангелиста, когда Христос обличил их в неверии, они исполнились гнева и повели Его на вершину горы, чтобы низвергнуть в пропасть.

Жители Капернаума соблазнились тем, что Иисус до 30-летнего возраста не обнаруживал Своего Божества и был, как они, простым человеком. Мы знаем, что в этом заключалась Его слава, что Он, будучи Богом, смирился до жизни простого человека, чтобы спасти всех. Но Его соотечественникам как будто уже заранее всё известно о Христе, и они не принимают большего, не допускают, что Спаситель способен на что-то, выходящее за рамки того мнения, которое у них о Нем сложилось. Они не доверяют Господу, не верят в Его Миссию, и потому Он не может совершить среди них чудес, которые требуют от человека веры.

Как часто в своих отношениях с ближними мы уподобляемся этим жителям Капернаума! Вешаем ярлыки, произносим суждения, уверенно характеризуем других, непроизвольно возвышаясь над окружающими, недооценивая их. А ведь как глубока душа человеческая, сколько в ней уникальных граней, которые начинают сверкать только под лучами любви. У каждого свои таланты и способности, свое предназначение от Бога, своя история жизни и данности, от которых он вынужден отталкиваться. К тому же все мы переменчивы: сегодня грешим, томимся духом, унываем, а завтра можем воспарить к Небесам умом и сердцем. Кто не связан узами зависти, тот радуется успеху ближнего, не сравнивая его с собой, и не выискивает в нем недостатков. Мы должны помнить о небесном сокровище, об образе Божием, сокрытом в сердце каждого, и не забывать, что Дух дышит, где хочет и когда хочет. Не будем обманываться простотой, обыкновенностью, немощами и ошибками ближних, и тогда Господь будет творить чрез них чудеса.

Сегодня мы слышали слова Апостола: «Если же законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21). Часто мы судим по внешнему, забывая, что Христос умер за каждого, и не верим, что по вере Он может явить чудо и там, где нет ещё совершенства. Тогда мы становимся теми «несмысленными галатами», которых так эмоционально обличает Апостол, говоря, что они, начав духом, оканчивают теперь плотию. Тогда и к нам относится вопрос св. Павла: «Бог подает вам Духа и совершает среди вас чудеса через дела закона или через наставление в вере?» Конечно, не за дела закона дается благодать, но по нашей вере совершаются чудеса для наставления в вере.

Если же мы ставим крест на ближнем или даже на себе, заранее решили, что бывает, а что нет, что возможно для Бога, и что невозможно, то это тоже вера, только неразумная, вера наоборот – неверие. По вере вашей да будет вам!Бог уважает и такую нашу веру, точнее ложную уверенность, и не совершает чуда.

Поэтому будем верить в ближнего, в премудрость и всемогущество желающего его спасти Бога, распявшегося за каждого человека. Мы не часто видим в жизни совершенство, к которому нас призывает Господь, но наберемся терпения и доверия к промыслу Божию. Кто-то может годами топтаться на месте, а потом всех перегнать, или намеренно скрывать добродетели, как делали многие святые, а может терпеть неудачи, скорби и испытания, которые тоже для чего-то попускаются. В духовной жизни главное не успех, не внешний результат, но старание и стремление стать лучше. «Бог не требует от нас успеха, но труда», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Поражения и неудачи научают нас смирению, которое есть царская одежда, соль христианской души, без которой всякая добродетель пресна и безвкусна. Ведь и Христос в Капернауме потерпел поражение, не имея возможности сделать добро Своим соотечественникам из-за их неверия. Однако Он не стал карать, гневаться, унывать, а тихо оставил их и пошел в другие селения, чтобы нести людям любовь и правду, чтобы сеять добро. Так и мы будем верить в победу добра в себе и ближних, в чудо Божие, не унывать при внешних неудачах, но деятельно приближать тот день, когда воссияет Солнце Правды в сердцах наших, и «Бог будет всяческая во всем» (1 Кор. 15, 28). Аминь.

Произнесена 17 сентября 2014 г. на Литургии в пещерном храме Фаранской лавры св. Харитона Исповедника.