Сегодня, дорогие братья и сестры, святая Церковь воспоминает Усекновение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн Креститель издревле почитается христианами как величайший святой: последний пророк, строгий подвижник и мученик за правду, которого Сам Господь называл большим из рожденных женами и который был удостоен стать Предтечей и Крестителем Христовым, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). «Предтече Господа, предварившему Его своим рождением и проповедью, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад своими страданиями, смертью и сошествием в преисподнюю для проповеди содержимым там душам о пришествии в мир Христа Спасителя»[1]. Живя в пустыне и сам будучи ангелом во плоти, святой Иоанн проповедовал людям покаяние и крещение во оставление грехов, чтобы приготовиться к достойной встрече Мессии. И народ слушал его, почитая за великого Пророка, причём даже нечестивый сын Ирода Кровавого, Ирод Антипа, как свидетельствует Евангелие, «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мф. 6, 20).
Но что же стало причиной усекновения честной главы столь славного и уважаемого всеми мужа? То же, за что пострадали все от века пророки и праведники – за обличение греха. Царь Ирод, впав в постыдное рабство страсти женолюбия, незаконно сошелся с женой своего брата Иродиадой. «Иоанн, – говоря словами Златоуста, – обличая, хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом, а Ирод связывает того, кто хочет освободить его»[2]. И не только связывает, но желает убить праведника, не вынося обличения своей страсти. Так всякая страсть отчаянно противится свету правды, она усыпляет совесть и дышит убийством на всякого, кто пытается потревожить её сон указанием на грех.
Ирод не мог сам убить Иоанна, но то, что он не решался сделать из-за боязни народа или, быть может, не дерзая поднять руку на Праведника, осуществила одержимая жаждой мести Иродиада. Удобный момент для мщения представился во время пира, когда царь и гости, всецело предавшиеся мирским удовольствиям, потеряли способность здраво рассуждать и следовать законам долга и порядочности. И действительно, это ли не безумие, когда царь с клятвой обещает отдать до полцарствия своего за ловкую пляску? Это ли не безумие, когда юная царевна вместо земной славы и богатства просит главы почитаемого народом Пророка? А Иродиада в припадке безумной злобы будет колоть иглами не опасный уже язык Праведника. Воистину страсть отнимает у человека разум.
Услышав это демоническое прошение, Ирод опечалился, и лучше для него было бы отвергнуть его как противное заповедям и его царскому достоинству. Но теперь он был уже не царем, а жалким рабом страстей и человекоугодником. Мир связал его по рукам и ногам, и где было взять ему нравственной силы для отказа, если мнение окружающих значило для него все, да и сам он в глубине души желал смерти Пророка?!
Перед нами логическое завершение всякого потворства греховной слабости, закономерные последствия любви к миру и его утехам. Так фарисеи, будучи вначале ревнителями закона Божия, возлюбили нынешний век, пиры, богатства, почести и дошли в своем безумии до распятия Самого Мессии – Христа. «Не любите мира, ни того, что в мире, – с болью взывает апостол Иоанн Богослов, – кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16). А апостол Иаков грозно обличает миролюбцев: «Прелюбодеи и прелюбодейцы, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто восхочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).
Вот к чему приводит безвольная жизнь по стихиям мира сего, не знающего Бога. Неразумная любовь к своему телу и душе, стяжание материальных благ и искание людской славы, т.е. страсти, которыми живет мир, в самый ответственный момент могут предать того, кто пригрел их на своей груди. Они лишают человека внутренней свободы, ослепляют и обманывают относительно его блага, а в критический момент могут низвергнуть в бездну погибели через совершение греха. Чтобы угодить Богу, необходимо соблюдать свою душу чистой, свободной от пристрастий, и не иметь в себе ничего, принадлежащего князю мира сего.
Зло не терпит обличения от света и враждует на него и на тех, кто его принимает. Всегда порок ополчался на добродетель, пытаясь, если не уничтожить, то, по крайней мере, измазать её грязью и высмеять. Если гнали Самого Спасителя, не удивительно, что преследуют и Его последователей. Как говорит Апостол: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12).
«Снова Иродиада беснуется… снова требует у Ирода беззаконного усечения», – так начинается известная проповедь Иоанна Златоуста, в которой он обличает порочных женщин. В этой проповеди царица Евдоксия, которой Святитель указывал на её беззакония, усмотрела намек на себя и отправила праведника в ссылку, ставшую для него последней. И ныне есть Ироды и Иродиады, ради собственного удовольствия и покоя убивающие младенцев во чреве, дышащие убийством на тех, кто самим своим существованием обличает их безбожную жизнь.
Но теперь зло действует уже в мировых масштабах, используя толпы слепых миролюбцев в целях достижения власти во всём мире. Дата 11 сентября напоминает нам об этих силах, строящих свое благополучие на горе миллионов людей, погружая их жизнь в хаос, чтобы потом предложить свое безбожное спасение. Насаждая в людях порок, приучая их к бездумной жизни в удовольствиях, они отбирают у них разум и свободу, чтобы манипулировать ими в своих целях. Но мы знаем о бессилии и бесславном конце всякого беззакония. В Апокалипсисе целая глава описывает падение Вавилона, великого города, этой жены-блудницы, сидящей на звере, которая обогатилась за счет народов земли и упивалась кровью праведников. «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её, ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её» (Откр. 18, 4-5).
Зло никогда не победит, оно обречено на поражение, и нет ему места в жизни вечной. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его», как мы слышим в Евангелии на Пасху (Ин. 1, 5). Христос победил зло раз и навсегда и дал спасение всем тем, кто его принимает. Только бы нам не дать греху и пороку власти над своей душой, чтобы не погибнуть вместе с ними, не дать страстям возобладать над разумом.
Пусть
сегодняшний строгий пост послужит нам напоминаем о спасительности воздержания в
самом широком его понимании, воздержания от всего мирского и неполезного. Оно
освободит наши души. Сделает их способными к проповеданному святым Предтечей
покаянию, т.е. к коренному перерождению души для жизни вечной. Да поможет нам
Господь молитвами Предтечи и Крестителя Господня Иоанна возлюбить свободу духа,
разорвать узы греха и самой своей жизнью проповедовать всем «седящим во
тьме и сени смертной» (Мф. 4, 16) неотмирное царство любви, истины и
свободы во Христе. Аминь.
[1] Григорий Дебольский, прот. Дни богослужения Православной Церкви, с. 271.
[2] Там же. С. 272.