Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял её, взяв её за руку; и горячка тотчас оставила её, и она стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Мк. 1, 29-35).

Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1), – взывает к нам сегодня апостол Павел. Конечно, мы – христиане, монашествующие, священнослужители – понимаем, что призваны к святости, но, к сожалению, нередко видим в себе действие страстей. И хотя каемся и сожалеем, но через некоторое время забываемся и снова впадаем в те же грехи, лишающие нас радости и дерзновения. Мы начинаем сомневаться в своих силах, нам кажется, что только Христос может прийти и чудесным образом исцелить нас, однако, несмотря на наши молитвы, этого не происходит.

А между тем сегодня в Евангелии мы видели, как Господь мгновенно исцелил тещу Петра, только «коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им» (Мф. 8, 14). Состояние человека, подверженного действию страстей, подобно горячке, когда все силы организма направлены на борьбу с вирусом, а сам человек бессилен, не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Так и действующий по страсти не может творить добро, у него не хватает на это душевных сил, потому что все они уходят на борьбу с другим «я». Можно сказать, что он борется сам с собой, в нем идет нескончаемая внутренняя гражданская война, борьба ветхого и нового начала.

Почему Христос не придет, не коснется моей души и не исцелит, не воздвигнет её от паралича страстности, как воздвиг Петрову тещу? Потому что я сам, раз меня привлекают наживки страстей, не определился ещё, по сути, на какой стороне хочу быть, не возлюбил правду и не возненавидел беззаконие (Ср. Пс. 44, 3). Господь с легкостью может решить исход этой борьбы, но Он ждет, чтобы я сам выбрал лучшее и проявил настойчивость. Необходимо стать победителем в малом и временном, чтобы наследовать великое и вечное.

И вот вечером, после захода солнца, ко Христу приводят бесноватых, слепых, страдающих от самых разных болезней – разнообразных последствий греха – и Господь, по апостолу Марку, исцеляет многих, а по Матфею – всех. Неужели мы, посвятившие себя служению Господу, не достойны того, чтобы Он позаботился и о нашем исцелении? Конечно достойны. Однако Господь хочет дать нам не только душевное здравие, но и вечное блаженство. А для получения этого великого дара необходима зрелость души, внутренняя свободная решимость, доказанная трудом. Дар, полученный без труда, легко теряется, потому что не ценится, а Господь хочет, чтобы мы выстрадали свое спасение и исцеление от греховных ран.

Да, на заре христианства совершались великие чудеса: Господь, чтобы зажечь на земле огонь веры, творил множество исцелений, благотворил всем, а апостолы в Духе говорили иными языками и исправляли увечных от рождения. Но уже при жизни Спасителя акцент переносится с внешнего чуда на внутреннее исцеление, с эффектного действия на сознательное принятие. Мы помним, как Христос пятью хлебами накормил пять тысяч только одних мужей, и осталось двенадцать корзин лишних кусков. Но в следующий раз семи хлебов и нескольких рыб хватает только на четыре тысячи, и остается лишь семь корзин. После этого Господь и вовсе прекращает массовые чудеса, потому что люди, получив хлеб с неба, начинают искать Христа не для познания истины, а ради зрелищ и телесного насыщения. От человека требуется вера и осознание своей нужды в Спасителе. Ведь Господь пришел не для того, чтобы всех исцелить и утешить, но чтобы дать людям жизнь вечную, показать выход из тупика, в который загнал их грех.

Итак, не будем унывать от того, что у нас не получается быстро стать такими, какими хотелось бы быть. Видя свою немощь, мы познаём нужду в Спасителе мира Христе, и тогда молитва наша становится выстраданной и осознанной, исходит из глубины сердца.

Сегодняшнее Евангелие заканчивается тем, что Господь уединяется рано утром для молитвы. Он показывает нам средство очищения от греха. Если безгрешный Господь нуждался в молитве к Богу Отцу, то насколько более нуждаемся в искренней молитве мы, подверженные многим духовным немощам.

Также сегодня вспоминаем чудесное избавление Руси от нашествия Тамерлана – страшнейшего завоевателя, который прошел по многим царствам, оставляя за собой пирамиды из черепов. В 1395 г. он с огромным войском направился покорять Русь и уже разорил Елец. Когда русские люди – от мала до велика – осознали, что на них грядет страшное бедствие, все стали горячо молиться, возлагая надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Из Владимира в Москву была привезена Владимирская икона Пресвятой Богородицы, к которой со слезами взывал о помиловании весь народ. И Господь сотворил чудо: этот грозный завоеватель, «железный хромец», не знавший ни поражений, ни жалости к сопротивляющимся, увидел во сне на небе Жену в ослепительном сиянии славы, окруженную грозными Ангелами с огненными мечами. Тамерлан устрашился и повернул вспять, ушел обратно в свои пределы.

Мы знаем ещё три церковных праздника, связанных с заступничеством Пречистой за Русь через Владимирскую её икону: победа св. князя Андрея Боголюбского в 1169 г. над волжскими булгарами; бегство войска Золотой Орды после стояния на Угре в 1480 г. и бегство осаждавших Москву казанских татар в 1521 г. Все три раза после совместной народной молитвы перед этой иконой враг вдруг пугался какой-то невидимой силы и убегал или терпел поражение. Потому что молитва от всей души, от всего сердца всегда творит чудеса.

Итак, не будем унывать в борьбе с грехом, покажем в вере терпение, а в терпении постоянство, твердо уповая на помощь Господа и Его Пречистой Матери. И Господь, видя наше твердое намерение победить, несомненно, прогонит всех врагов и увенчает нас победой. Аминь.

Произнесена 8 сентября 2016 г. в четверг 12-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.