Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф. 22, 1-13).
Сегодняшняя Евангельская притча отражает отношение людей к тому, что дает Господь. Это очень глубокая притча. Господь уподобляет Царствие Небесное человеку-царю, который приготовил пир, брак сына своего, и зовет свой народ – званых принять участие в его радости. Но приглашенные не захотели прийти, они занимались каждый своими делами: куплей, обработкой земли, а некоторые были даже недовольны и убивали посланных царем. Это совершенно необычная реакция людей, потому что в древности пир, который устраивал царь, – это была великая честь для приглашенных, и не только потому, что можно было оказаться на роскошной трапезе, а потому что приглашал царь, и это честь, которая не забывалась даже в потомках. Но почему эти люди не захотели? Наверное, потому, что царь их чем-то не устраивал, может быть, он говорил не о том, что они хотели слышать. Они занимались мирскими делами, приобретали богатство, устраивали свою жизнь, а он говорил о вечности, о том, что нужно бояться греха и приближаться к Богу.
Господь призывает человека к радости. Святая Троица создала мир исключительно из любви, чтобы к полноте бытия, которая есть в Боге, приобщилось всё человечество. Причём один из самых ярких образов Царства Небесного – это пир, трапеза, вкушение пищи. И вот люди, отказываясь от царского пира, не желая откликнуться на призыв Божий, отказываются не от чего другого, как от собственной радости, собственного счастья, поступая очень неразумно.
Настолько чуждо для жителей предлагаемое им царем, что они не хотят видеть его своим правителем и убивают его посланников. В притче царь разгневался и послал своих воинов истребить этих убийц. И мы видим исполнение этого пророчества в истории, в 70-м году по Рождестве Христовом, когда римляне пришли и, буквально, стерли с лица земли этот город, распахали его и засыпали солью. Причём, такое случалось неоднократно с иудейским народом, это было и с русским народом, и это бывает всегда, когда люди забывают о Боге, предпочитая свои занятия исполнению всеблагой воли Божией.
Званые не были достойны, и потому царь посылает слуг пригласить других людей на свой брак. Причём, он приглашает всех: и злых, и добрых – было бы только согласие. И вот все народы, бывшие до этого языческими, пришли и наполнили царский дворец, вошли в Церковь Христову. Как те приглашенные с улиц, которые совершенно не ожидали, что окажутся посреди такого великолепия, их переполняет радость и удивление. Но то, что приглашаются все, не значит, что злые могут остаться злыми, и добрые могут остаться просто добрыми. Невозможно прийти на брак Царя Небесного и остаться таким, каким ты был, не изменив свою жизнь, не облечься в царские одежды, одежды Царствия Божия, в добродетели Христовы: любовь, мир, кротость, милосердие.
Говорят, что в древности, когда людей приглашали на брачный пир, им раздавали роскошную одежду. Но, так или иначе, человек, идущий к правителю, должен позаботиться о том, как он выглядит, чтобы не оскорбить величие царя. Поэтому человек не в брачной одежде, каким-то образом проникший на пир не через дверь – Христа, – но незаконно, виден всем. Царь, войдя на пир, сразу замечает его и спрашивает: друг, как ты оказался здесь в такой одежде. Так же, как Христос спрашивает Иуду предателя в Гефсиманском саду: «Друг, зачем ты пришел сюда?»
Этому человеку, который чужд Царствия Божия, нечего сказать в свое оправдание, он молчит. Возможность измениться, стать похожим на Христа была ему дана, но он по каким-то своим соображениям не захотел этого сделать, то ли ему нравилась своя одежда, то ли по лени или гордости. Приказание царя сурово: «Свяжите его по рукам и ногам и выбросьте его вон, во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов». Скрежет зубов символизирует бесконечное раскаяние, запоздалое сожаление о том, что столько тебе было дано, а ты по неразумию от этого отказался. Господь предлагал тебе блаженную вечную жизнь, а ты отверг её, променял на что-то временное, совершенно ничтожное, на какие-то свои занятия и интересы.
Всё, что нам дает Господь – это дар Божий, это не наше. Нашим это будет только в Царствии Небесном, и намного больше нам Господь даст, но мы должны остаться верными, облечься в добродетель и духовно уподобиться Христу. Поэтому не будем увлекаться временным, пусть ничего не закрывает от нас Бога и конечной цели земного пути. Следует ценить любовь Христа, призывающего нас на Свою трапезу жизни вечной, и помнить, что много званых, но мало избранных. Нужно постараться уже в этой жизни облечься в одежды Христовы, в Его свет, в Его любовь, для чего необходимо соединяться с Ним в Церкви в Таинстве Божественного Причащения. И тогда этот земной пир, тень будущих благ, сделает нас достойными бесконечного ликования в Царствии Небесном со всеми любящими Господа. Аминь.