Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 1-12).

Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4, 1-5).

В сегодняшнем Евангелии Господь обличает фарисеев за то, что они любили славу человеческую и всё делали ради людской похвалы. Они желали учить других, а сами и пальцем не притрагивались к бремени своих указаний. Надевали длинные одежды, молились напоказ, убеждая окружающих в своей святости, чтобы их называли «учитель», «наставник», усаживались на первые места, а внутри были исполнены нравственной нечистоты. Господь предостерегает нас, христиан, от такого заблуждения, чтобы мы не оказались в таком же жалком состоянии. Он говорит: «А вы не называйтесь учителями или наставниками, один у вас Наставник – Христос. И не называйте никого на земле отцом, потому что один у вас Отец Небесный, а вы все братья».

Тщеславие лишает человеческую душу всех плодов добродетели и заводит её в тупик. Наверное, фарисеи имели поначалу веру, ревновали об угождении Богу, но искание славы человеческой оставило их ни с чем. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?!» – обличает Господь иудеев (Ин. 5, 44). Тщеславный поклоняется уже не Богу, а идолу своего тщеславия, приносит жертвы своему самолюбию, подспудно ставя это целью своей жизни. Это совершенное извращение пути спасения, который подразумевает отречение от себя, забвение о себе и соединение в любви с Богом и ближним.

Почему такое происходит? Потому что люди, забывая о Боге, соревнуются в этом мире в гонке за мирскими благами. Достигая одного, ненасытно ищут нового, часто греховными путями, и порабощают себя страстям. Как говорит апостол Иаков: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть» (Иак. 4, 1-2). И в этой погоне за своей выгодой люди, подобно животным, попирают один другого, расхваливая себя и оговаривая другого. То же происходит и в нравственной сфере: неприязнь к сопернику, зависть и осуждение как желание, принизив ближнего, возвыситься самому. А Господь говорит: «Не судите, и не судимы будете» (Мф 7, 1), «больший из вас да будет вам слуга, ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12)».

А вот в апостольском чтении святой Павел показывает нам пример смиренномудрия и бескорыстного служения. Будучи великим, обращая ко Христу целые народы, он отвергает похвалы и говорит: «Считайте нас служителями Бога, и не более того. А что требуется от служителя Господня? Не чудеса, не величие, не гениальность, а, в первую очередь, верность, чтобы исполнить волю Того, для Которого нет невозможного. И мне, – говорит он, – не важно, что вы обо мне думаете, что думают обо мне другие люди, или даже, что я сам о себе думаю. Хотя совесть не обличает меня ни в чем, но я не оправдываю себя этим, не называю себя праведником, не говорю, что чего-то достиг. Весь суд, всякое суждение об этом я предоставляю Богу, Который знает всё, даже тайные помышления». И вот это смиренномудрие, эта здравая и трезвая позиция позволяла Апостолу, творя великие чудеса, оставаться смиренным, ничего не приписывать самому себе, а всю славу отдавать Богу.

Итак, святой Павел не судит ни других, ни самого себя, но делает свое дело, оставляя за Богом право давать оценку. А мы с самого детства привыкли оценивать окружающих, сравнивать себя с ними в тайной надежде быть лучше, успешнее их. Если чей-то поступок или качество выходит, на наш взгляд, за рамки допустимого, мы выносим суждение обо всём человеке, вешаем на него ярлык, и это грех осуждения. Но и сама привычка постоянно сравнивать и оценивать является препятствием в духовной жизни, она может перерасти в лукавство.

Сравнение – полезный инструмент нашего разума, позволяющий нам умственно развиваться и добиваться определенных результатов. Но в духовной сфере он не работает, его нельзя прикладывать к бессмертной душе, бесконечно глубокой и таинственной. Это всё равно, что измерять линейкой на глаз расстояние между звездами. Мы и свою душу познать не можем, а пытаемся судить о других, часто по себе или по внешним случайным признакам, присваивая себе права Создателя. В чем-то сравнение полезно, например, сравнивать себя со Святыми и стремиться к лучшему, но в целом это должно отойти, как детская болезнь, и уступить место духовным качествам, иначе мы так и останемся ветхими. Лукавый человек обрабатывает много информации, касающейся достижения его собственных целей, но не видит неповторимой души, образа Божия в другом человеке. Обработка внешней информации может заслонить самого человека, а привычка оценивать часто вытесняет теплоту, внимание и любовь к ближнему – то, чего ждет от нас Господь.

Да, среди людей много различий, но они исчезают перед лицом вечности. Все люди разного роста, но если подняться даже на крышу высокого дома, все они покажутся примерно одинаковыми. Если мы духовно поднимемся выше, то с этой духовной высоты увидим, что все люди одинаково бесконечно удалены от Бога по своим грехам и одинаково бесконечно близки к Богу по Его милосердию. Все мы – братья и дети одного Отца, и потому должны любить друг друга. А любовь – это нечто совсем иное, это уже качество человека, обновленного во Христе, таинство будущего века. Как говорит Апостол, «любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего» (1 Кор. 13, 4-5).

Пример возвышающего смирения и настоящей любви являет нам, прежде всего, Господь наш Иисус Христос, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… и смирил Себя, быв послушным даже до смерти… Посему и Бог превознес Его» (Флп. 2, 7-9).

Но и Его Пречистая Матерь, отдание Успения Которой мы сегодня празднуем, это ярчайший пример торжества духовных законов нового века. Превосходя величием добродетели всех когда-либо живших на земле людей и даже небесные силы, Она была чрезвычайно смиренна. И, наверное, одно связано с другим, ведь величие не дается человеку без смирения. Потому что он не способен его понести, не способен быть добродетельным, если не смирен. И вот Матерь Божия, Которая настолько же была смиренной, скромной и удалялась от славы человеческой, насколько была велика в своей деятельной любви к ближнему, обрела великую славу во всех поколениях людей и преодолела смерть. Она преставилась от земной жизни к жизни вечной, чтобы деятельно помогать и другим подняться, преодолеть эту нелегкую ступень – отцепиться от каких-то человеческих оценок и возвыситься до любви. До той духовной любви, которая не измеряется, не зависит от обстоятельств и особенностей ближнего, а изливается даже на врагов.

Любовь – это дыхание Святого Духа, и только Христос может дать нам настоящую способность любить. Но мы знаем, что Господь создал нас для любви и дал нам для этого всё необходимое в Церкви, и потому верим, что, Божией милостью, это достижимо. Поэтому будем молиться Божией Матери, чтобы научиться нам этим законам новой жизни во Христе Иисусе. Аминь.

Произнесена 5 сентября 2015 г. в субботу 13-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.