Проповедь на притчу о злых виноградарях

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф. 21, 33-42).

Давайте задумаемся, дорогие братья и сестры, о смысле услышанной нами сегодня евангельской притчи и попытаемся приложить эти слова Христовы к нашей жизни. Некий хозяин дома, в надежде получить богатый урожай, насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился (Мф. 21, 33). Но когда приблизилось время плодов, виноградари стали гнать и убивать посылаемых господином рабов, а затем убили и самого сына его, наследника, чтобы присвоить себе его имение. Наконец, злые работники получают заслуженное возмездие – истребление, а виноградник отдается другим.

Господин виноградника – это, конечно же, Сам Бог Отец, всё сотворивший и во всём поддерживающий жизнь и гармонию. Сын господина – это Единородный Сын Божий Иисус Христос, по великой любви умерший на кресте для прощения грехов всего человечества. А виноградник и злые работники – это богоизбраный еврейский народ и его слепые вожди – фарисеи и книжники. Возлюбив всем сердцем не Бога, не вверенных им людей, а деньги и людскую славу, они дошли до крайнего безумия, распяв на кресте Самого Господа славы (1 Кор. 2, 8). Поистине, их пример поучителен для нас, ибо показывает, какая бездна греха может скрываться у нас под внешним благоприличием, пока наша праведность не превзошла праведности фарисеев (Мф. 5, 20).

Но в образе виноградника можно увидеть и человеческую душу, и всё, что дал Бог каждому человеку для полноты жизни. Все мы одарены личностным бытием, способностью мыслить, чувствовать, принимать свободные решения, имеем премудро устроенную Творцом бессмертную душу и прекрасно приспособленное к жизни тело. Свое творение Господь обнес оградой евангельских заповедей, воздвиг в нем сторожевую башню совести и ископал точило – сердце. В нем созревшие гроздья добродетелей попирались бы ногами обстоятельств и смиренными помыслами, чтобы полученные соки терпением превращались со временем в угодное Богу вино любви. Вверив всё это душе для свободного преуспеяния в добре, Творец как бы отлучился, хотя с прекращением творения не лишил душу Своего попечения.

Но увы, со времени грехопадения человек обращает бесценный дар свободы, столь необходимый для духовного возрастания, себе во вред. Он утерял то глубинное знание, называемое ещё верой, что человек создан Богом, и полноценно жить может только в Боге и ради Бога. В этом отчуждении от Создателя причина всех наших бед. Получив во святом Крещении зачаток духа и возможность жить свято в лоне Церкви, человеческая душа постепенно забывает о Творце и ищет радости во внешнем мире. Человек начинает думать, что он сам и есть настоящий хозяин своей жизни и может жить в свое удовольствие, тратить на себя дары Бога, не слушаясь Его распоряжений. Не дожидаясь, пока вино созреет, он начинает упиваться им и бить рабов, т.е. употреблять данное ему для дела на развлечения. Виноградник приходит в запустение, на башне нет сторожа, ограда падает, звери – различные страсти – поедают почти весь урожай, но и то немногое, что остается, человек крадет у Бога.

Тогда Творец, желающий всем спасения, посещает грешника через Своих служителей, т.е. через голос совести, Ангела-хранителя, вразумляет через людей и обстоятельства. Однако ум, подкупленный грехолюбивым сердцем, усердно сочиняет поводы к непослушанию и оправдывает беззаконие. От раза к разу страсти крепнут и настолько приживаются в винограднике души, что начинают самовластно хозяйничать в нем от лица несчастного грешника. Теперь всё святое и доброе с бесчестием изгоняется из души как мешающее самолюбивой жизни, побивается камнями как враждующее на трех главных идолов сердца – сластолюбие, сребролюбие и самолюбие. Такое греховное состояние при отсутствии покаяния неизбежно приводит к отречению от Бога. Ведь рабство страстям разрушает личность, и в момент последнего посещения Божия у человека не окажется ни сил, ни желания воспротивиться вскормленному им самим чудовищу, распинающему Христа. Горе душе, отвернувшейся от Бога – Источника жизни, истощившей все свои силы на служение идолам, её ждет истребление смертью и страшный суд перед Творцом.

http://rusdm.ru/pics/r/201409/1410098642.jpg

Вот, дорогие братья и сестры, каков конец нераскаянного эгоизма и миролюбия, вот какова цена забвения Бога и жизни в свое удовольствие. Поэтому почаще будем давать себе отчет, хорошо ли мы распоряжаемся вверенным нам имением, приносим ли духовные плоды, угодные Господу, т.е. смирение и любовь, или, как та бесплодная смоковница, достойны посечения? Вольны ли мы вообще распоряжаться в винограднике своей души, контролируем ли свои мысли, слова и дела, или нами командуют страсти, разворовывающие достояние Божие? Подчиним свою жизнь цели, угодной Богу, – святости, и прилепимся ко Христу, говорящему: «Я есть Лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете творить ничего» (Ин.15, 5).

Итак, чтобы не соскальзывать на гибельный путь нечестивых, не противиться голосу совести и воле Творца, будем помнить о Боге, воздавать Ему начатки плодов благодарением и не любить мира, ибо «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Будем гнать из души злых делателей – неправые помышления и пожелания, пока они не стали звероподобными страстями, пока только льстят и скрываются под благовидными оправданиями. И если мы будем непримиримо изгонять из своего сердца этих врагов Божиих, бесчестить и убивать их исповедью и творением противоположного им добра, то с Божией помощью сможем окончательно победить в себе себялюбие, а с ним и все страсти. И когда умертвим и выбросим их вон из виноградника души, наше будет наследие во веки. Аминь.

Произнесена 7 сентября 2014 г. в Неделю 13-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.