И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (Мф. 14, 22-34).

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали Евангелие о том, как Господь здесь, на Тивериадском озере, ходил по водам, как Он спас своих учеников и апостолов, попавших в шторм, и как вера в заступничество Господа помогает преодолевать в жизни всякие искушения, любые бури.

После чудесного насыщения людей хлебом и рыбой Господь посылает апостолов обратно по морю в лодке, пока Сам не отпустит народ. И когда люди разошлись, Он взошел на гору помолиться. В евангельском отрывке мы читаем, что Он молился до четвертой стражи ночи, до последней вахты сторожей, а это уже самое утро, т.е. всю ночь Господь молился. А в это время Его ученики, которые послушно отправились через море обратно, уже попали в бурю.

Когда они отплывали, всё было спокойно, как это часто в нашей жизни бывает, – ничего не предвещает неприятностей, чистое небо и вдруг тучи, гром и молнии, вздымающиеся и готовые поглотить нас волны. Но если в сердце мир Христов, происходящий от уверенности, что мы по силам исполняем волю Божию, если мы помним о Боге, нам ничего не страшно – ни играющая миром буря, ни усыпляющая тишина. Ведь для христианина искушение внешним благополучием может быть опаснее явных гонений. Воину Христову надлежит бодрствовать и трезвиться, чтобы быть готовым ко всему. «Невозможно не придти соблазнам» (Лк. 17, 1). Господь знал, на что Он их отправляет, тем не менее, благословил им плыть. Они выполняли то, что им сказал Спаситель, и были там, где Он велел им быть, и это не избавило их от бури искушений.

Так же и мы. Не благоденствие обещает нам Господь, не безоблачное житие, но поход в Землю Обетованную, текущую медом и млеком, в котором нас ждут многие задачи и трудности. Но вот эти трудности, когда мы их преодолеваем, и делают нас выше и ближе к Господу. Вся жизнь – это ряд каких-то препятствий, которые мы должны преодолевать, и с каждым разом мы становимся сильнее.

Вот апостолы оказались посреди моря в страшных волнах. Они борются со стихией, и им даже труднее, чем тогда, когда Господь во время шторма был с ними в лодке и спал. Тогда их тоже колебали сомнения – вдруг они утонут, но ведь Христос был рядом, а теперь Он далеко. Господь постепенно возводит нас «от силы в силу», и искушения могут быть великими, но никак не больше того, что мы можем понести.

Но вот Господь является им, ходя по морю. Великое чудо – Он идет по водам, чтобы их спасти, но они внезапно пугаются, думая, что это призрак. Мы по своей духовной незрелости и немощи часто боимся не того. «Убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5), – как говорит царь Давид. Боимся чего угодно, но только не того, что поистине страшно – греха, отделяющего нас от Бога. Посещение Божие может быть для нас неприятным, даже страшным, например, тяжелое послушание, болезнь, скорбь, но за всем этим стоит любовь спасающего, помогающего нам в нашем подвиге Господа, Который обращается к нам, как к апостолам: «Это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27).

И тогда апостол Петр, исполнившись дерзновенной веры, говорит: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Похвальное желание и мужественное решение, которое Господь благословляет – «Иди». Первые шаги Апостол делает уверенно и, несмотря на неистовство стихии, идет по водам, уподобляясь своему Спасителю. Совершается чудо, потому что он ходит верой, взирая на Христа, и исполняется на нем Евангельское слово: «всё возможно верующему» (Мк. 9, 23).

В какой-то момент он вдруг замечает страшные волны, яростный ветер и начинает тонуть. Видимое настолько страшно, что спасительная вера, позволяющая утверждаться на невидимом, оставляет христианина, и он теряет опору, почву из-под ног. Тут же внутреннее смятение, страх, боязнь нарушают цельность, изгоняют дерзновение, умаляют силу духовную, и человек сдается перед обстоятельствами, погружается в уныние.

Вот тут и надо вопиять ко Господу о спасении, призвать Его на помощь. Ведь вера тогда и бывает наиболее сильной и спасительной, когда наши силы уже на пределе, когда мы видим свое бессилие и всё чаяние возлагаем на Христа. Апостол взывает: «Господи, спаси меня!» – и тут же Христос протягивает руку и ставит его на ноги. Это символично, потому что от каждого из нас Господь находится не далее, чем на расстоянии протянутой руки. Ему нетрудно нас спасти, но Он хочет, чтобы мы сами научились ходить по воде, невзирая на волны обстоятельств, чтобы мы научились верой жить в этом мире, в котором часто бывают волнения. Но страшны бывают и внутренние колебания, даже целые бури: малодушие, гнев, сомнения. И трудно бывает человеку выплыть, если не будет у него веры в Господа, Который стоит рядом и смотрит на наш подвиг, на нашу борьбу, чтобы поддержать в критический момент. Страх может парализовать волю, омрачить ум, посеять панику. Главное здесь, подобно апостолу Петру, взирать на Господа, не выпускать Его из вида и молиться, и любовь победит страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» – говорит апостол Иоанн Богослов, – а «боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).

Можно посочувствовать людям, которые не имеют веры в Бога. Они подобны щепкам, носимым волнами житейского моря, погружающимся на глубину и снова всплывающим, пока не отяжелеют от воды. У них нет опоры, они не знают где берег, не знают, подчас, где верх, а где низ, где добро и где зло, от этого головокружительного верчения. Но христианин подобен стоящему на камне, на основании веры – Христе. Он и посреди моря стоит твердо, потому что Бог его укрепляет.

Как только Господь с Петром вошли на корабль, тут же буря утихла. Это говорит о том, что Христос повелевает стихиями, что этот шторм и был ради учеников, ради того, чтобы они укрепились. И как только это произошло, Господь Своей силой прекращает бурю, как и все скорбные обстоятельства. Это значит, что когда мы подвизаемся в борьбе с какой-то страстью, с каким-то искушением, Господь наблюдает за нами. Если мы стоим твердо и не собираемся сдаваться, то Он изменит обстоятельства, видя, что мы утвердились. Часто бывает, что наши силы уже на исходе, но требуется ещё немного потерпеть с верой, и Господь всё переменит. А если пока не изменяет, значит, это полезно и целительно для нашей души.

Поэтому будем утверждаться в нашем избрании и на пути угождения Богу отгонять от себя всякую боязнь, всякое сомнение. Вместе с бывшими в лодке поклонимся нашему Спасителю: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 33). Раз уж мы решились выйти из корабля, как апостол Петр, и идти ко Христу по водам, и это в большей степени относится к монашествующим, то должны уже без колебаний идти выбранным путем, попирая ногами естество. Потому что Христос видит происходящее внутри и вокруг нас, видит, куда мы дерзнули пойти по Его зову и благословению, и даже если весь мир перевернется, всё равно, всякого верного Своего раба Господь сильной рукой укрепит и приведет ко спасению. Аминь.

Произнесена 30 августа 2014 г. в Неделю 9-ю по Пятидесятнице за Литургией на подворье РДМ в Магдале.