И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19, 16-26).
Как нам построить свою жизнь, чтобы войти в небесные обители и наследовать вечную жизнь? Сам Господь сегодня в Евангельском чтении дает точный ответ на этот животрепещущий вопрос. И в этом Его ответе начертан путь для всех, живущих на земле.
Один богатый, благочестивый и благонамеренный юноша задает Спасителю вопрос, который интересует каждого верующего человека: «Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы наследовать жизнь вечную?» Он обращается ко Христу как к мудрому человеку, но Господь, отвечая, поправляет его: «По-настоящему благ только Бог, и то, что Я скажу тебе, будет ответом от Бога». Он говорит: «Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди». И на вопрос «какие» перечисляет: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя». Здесь есть конкретные отрицательные и положительные заповеди, что нельзя и что нужно делать, их исполняли многие. А вот заповедь возлюбить ближнего, как самого себя, выше человеческих сил. Эта заповедь, как и призыв возлюбить Бога всем существом, являющиеся исполнением всего закона, были даны иудеям «на вырост», и без Христа исполнить их было почти невозможно. Поэтому юноша, говоря, что он сохранил все эти заповеди от юности, выдавал желаемое за действительное.
Усердие в исполнении заповедей угодно Богу, поэтому Господь, как передает евангелист Марк, «взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10, 21) за его благочестие и старание. А в другом месте Господь хвалит книжника, который согласился с Ним, что любовь к Богу и ближнему больше всех всесожжений и жертв, и говорит: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34). Но можно ходить совсем рядом и не войти в него. Исполнение заповедей – это только часть пути к спасению.
Но, допустим, юноша соблюл все заповеди, исполнил ветхозаветный закон и теперь спрашивает, чего ещё ему недостает. А недостает ему, ни много ни мало, того, о чем говорит Новый Завет.
Заповеди, как нравственные нормы и предписания, и весь закон – это лишь временные ориентиры и указатели на пути к жизни, это не сама жизнь. Саму жизнь, данную в Раю и утерянную в грехопадении, дает нам Христос. На вопрос юноши, чего ему не хватает, Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». А евангелист Марк добавляет: «Взяв крест» (Мк. 10, 21).
Самые важные здесь слова, передающие суть второй составляющей нашего спасения – «следуй за Мною». Сам Христос, Который есть и путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6) – это наше спасение. Вера православная, как говорят богословы, Христоцентрична, т.е. Господь наш Иисус Христос находится в центре всех наших помышлений, всех наших молитв. Призывая только одно Его имя, мы угождаем и Богу Отцу, и Духу Святому. Если человек ненавидит Христа, то он ненавидит и Отца Его Небесного. И можно сколько угодно говорить о верности Богу, о любви, об исполнении заповедей, как это делают иудеи, но при этом не принимать Христа и, таким образом, быть далеко от спасения. В Евангелии очень много раз говорится о том, что не принимающий Христа, посланного Богом, не принимает Самого Бога. Этим он показывает свою негодность для вечной жизни, проваливает экзамен на духовную зрелость и совершенно не соответствует тому, чего хочет Бог от человека.
А что значит следовать за Христом? Это значит – любить Господа, верить Его словам, исполнять их в своей жизни, соединяться с Ним в таинстве Евхаристии и стать духовно похожим на Христа. Но чтобы следовать за Господом, нужно исполнить два непременных условия: это разорвать или предельно ослабить все земные узы и «привязанности», всё, что мешает нам идти за Ним, и понести крест верности Богу во всех трудностях этой жизни. Если человек идет за Христом, но не берет креста, он недостоин Господа. Если человек любит свое имение, или себя, или даже что-то самое святое для людей: родителей, детей – больше, чем Христа, он недостоин Господа. Всё, что встает между нами и Христом, враждебно для нас, потому что лишает спасения.
Всякое пристрастие, всякая привязанность – это не только оковы, не дающие человеку идти за Богом, это ещё и идолослужение. Тот, кто на святое место в своей душе, на место Бога ставит что-либо иное, принося ему в жертву всё свое внимание и время, – язычник, идолопоклонник. Пусть это будет не один какой-то идол, их может быть множество. В древности была форма язычества – пантеизм, когда говорили, что всё кругом наполнено богами, но за этими богами не виден единый Бог. И поэтому, любя этот мир с его ценностями, ублажая свои прихоти, любя себя и отдельных людей страстной, эгоистической любовью, человек изменяет Создавшему его и разменивает на всё это Царство Небесное.
Одним из серьезнейших препятствий ко спасению является стяжание, пристрастие к богатству. Господь предостерегает нас от его сетей, говоря, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Почему? Не потому, что богатство, имение, вещи сами по себе зло. Зло – это привязанность к ним, неправильное к ним отношение.
Христос советует юноше продать имение, к которому он был привязан, чтобы иметь сокровище на небесах. Можно понять это двояко: либо проданное на земле «зачтется» на Небе – чем больше раздал здесь, тем больше накоплений будет у тебя в другой жизни, своеобразная купля на выгодных условиях. И второе, более духовное понимание: если «отцепишься» от богатства, раздашь его, неважно, сколько и кому именно, то сокровище твоей души, её устремление переместится с земли на Небо. Твое богатство будет уже в Боге, и тогда сможешь полюбить Его всем сердцем и всем помышлением.
Итак, Господь призывает Своих последователей к духовной свободе, призывает избавляться от привязанностей всякого рода, мешающих устремляться к совершенству и крадущих нашу любовь у Бога. Когда опечаленный необходимостью расстаться с богатством юноша отошел от Христа, Господь хвалит апостолов, оставивших всё и последовавших за Ним. Он говорит: «Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Нелегко нам слышать о необходимости бесстрастия, отсечения всех привязанностей (ведь что толку, если отсечешь девять веревок, а одна будет продолжать держать тебя на привязи), нелегко это было слышать даже простым и бедным апостолам. Они недоумевали и спрашивали друг друга: «Так кто же может спастись?» Господь подтверждает сложность задачи, – это не только очень трудно, но даже невозможно для живущего в этом мире человека. Невозможно быть бесстрастными, когда мы окружены вещами, не можем отказаться от многого, не можем не трудиться для своего пропитания. Мы должны почитать родителей и любить всякого человека, но при этом соблюсти ту грань, чтобы ничто не овладевало нашим сердцем чрезмерно.
Однако невозможное для человека возможно для Бога. Богу вообще всё возможно, кроме того случая, когда нужно спасти человека, который сам этого не хочет. Если же мы сознательно стремимся к духовной свободе, каемся в своих падениях и снова встаем, убеждаемся в суетности всего, что под солнцем, в своей немощи, и полагаем свое богатство в Боге, мы можем быть спокойны. Тогда Господь непременно пойдет нам навстречу, поднимет над всеми земными отношениями, которыми мы не дорожим настолько, чтобы они были для нас важнее связи с Богом, и ещё на земле вдохнет в нас дыхание жизни вечной. Тогда Христос будет нашим стяжанием во веки, будет для нас источником всех благ, слабой тенью которых были все земные ценности. Любя Господа нашего Иисуса Христа на земле, мы уже сейчас приобщаемся к полноте жизни, над которой не властвует время и тление, и этого богатства никто у нас не отнимет во веки. Аминь.