Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 23-35).
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали евангельскую притчу о двух должниках, замечательную, меткую, каждому понятную, как и все притчи, исходящие из уст Господа нашего Иисуса Христа. В ней говорится о том, что нужно прощать друг другу долги, т.е. прегрешения, от всего сердца.
Мы порой настолько увлекаемся земными расчетами, системой человеческих взаимоотношений, сложившихся после грехопадения, что забываем о Боге, действии Его Промысла в нашей жизни и о своем высоком предназначении. Отношения между людьми часто эгоистичны: ты мне, я тебе; даем, потому что ожидаем получить то же и ещё больше. Причём эти торгово-правовые отношения мы переносим и на сферу нашего душевного общения, начинаем считать свои добрые дела, сколько кому благотворили и сколько нам должны другие. Это понятно, потому что ветхий человек имеет ограниченные ресурсы и силы, он не может всё раздать и остаться ни с чем. Но для нас, христиан, подданных Небесного Царя, Который дает нам всё без ограничений, делая нас богатыми и сильными, стыдно руководствоваться логикой мелкого лавочника, подсчитывая, кто кому сколько должен. Пусть духовно обделенные дерутся за материальные блага и славу мира сего – грязные лохмотья в сравнении с небесными дарами нашего Владыки Христа. Мы же имеем неиссякаемый источник мира, радости, силы прощать и любить.
К сожалению, христиане часто, забываясь, переносят земные понятия о справедливости на Самого Бога и говорят: «За что мне это? Я никого не обижал, делал такое и такое добро, просил в молитвах одного, а Господь мне дал другое, послал скорбь».
Вот Господь иносказательно и показывает сегодня в притче, что если Он будет считаться с нами по тем же принципам и меркам, то мы окажемся на месте этого первого должника, который должен был своему господину десять тысяч талантов серебра. Даже если бы его, и его жену, и детей продали в рабство, всё равно он не смог бы рассчитаться с долгами. Десять тысяч талантов – это примерно 160 тонн серебра, разумеется, такой долг совершенно невозможно вернуть. Господь дал нам этот мир, жизнь, ум, чувства, всё необходимое для жизни, и уже поэтому мы неоплатные должники перед Своим Творцом! Кроме того, мы причиняем ущерб не нашему ещё имуществу, т.е. грешим, преступая Его законы, и наши штрафы, долги увеличиваются.
Как же поступает должник из притчи, в котором мы призваны узнать самих себя? Этот человек, которому господин по его мольбам простил такую сумму, не забывает, однако, что другой должен ему сто динариев – в 600 000 раз меньше. И, встретив своего должника, несмотря на его просьбы подождать немного, начинает душить несчастного и сажает его в темницу, чтобы тот отдал ему всё до последней копейки. Мы видим, что этот человек действует крайне эгоистично, что он большой сребролюбец, что он являет чудовищную неблагодарность своему доброму господину, который всё ему простил, а также видим вопиющее немилосердие к ближнему.
Господь не ждет от нас воздаяния за Свои дары, Он прощает все наши долги, но при одном условии – если и мы будем прощать нашим собратьям их прегрешения и недостатки. Он хочет, чтобы мы научились любить, а любви не бывает без прощения. На земле всё нам дано временно, в долг, чтобы мы употребили этот капитал во спасение, возросли в любви и стали вечными наследниками благ Отца нашего Небесного. А любовь – это то, что преодолевает и упраздняет вот эти ветхие отношения и разделения между людьми, размывает границы: я – ты, твое – моё. Любовь делает нас одним целым во Христе Иисусе и в Его Святой Церкви. Господь именно этого от нас и ждет, потому что там, где есть какие-то счеты, какие-то обиды, никакой любви быть не может.
Если мы помним обиду, несправедливость, которую сделал нам какой-то человек, это значит, что мы забываем о Боге, о всеблагом Его Промысле. Потому что именно Господь посылает нам испытания через других людей, часто близких, чтобы мы научились в любой ситуации, вопреки обстоятельствам, поступать по-христиански, благодушно преодолевать трудности, за всё благодаря Бога. В преодолении трудностей мы становимся сильнее, и наша любовь обретает качество. Она уже не зависит от ответных реакций других людей, становится искушенной и подлинной. Истинная «любовь долготерпит, милосердствует… не ищет своего, не раздражается… всё покрывает, всему верит… любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8). А мы не выдерживаем экзамен и ругаем за это учителя, или получаем справедливое наказание от начальника, но во всём виним его подчиненного, исполнившего его поручение, причём с потерей для себя. Чтобы отвлечься от земных счетов, достаточно лишь поднять глаза к Небу и вспомнить о том, о чем все мы, как христиане, прекрасно знаем – о любви к нам Бога, о нашем призвании и о Пути.
Духовная формула проста: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15). Господь хочет, чтобы мы стремились стать подобными Ему, старались подниматься выше, отрываться от земли и мыслить уже иными категориями, евангельскими и спасительными. Если же мы не хотим делаться лучше, если забываем о прощении прежних своих грехов (2 Петр. 1, 9), о дарах Божиих и о том, для чего они даны, тогда именно к нам обращены грозные слова Господа: «Если вы не будете прощать долгов ближним своим от сердца, то и Отец Мой Небесный поступит с вами, как с этим жестоким человеком, преданным на мучения». Почему говорится, что он был предан на мучения? Потому что, помимо будущего воздаяния, само это состояние эгоизма, немилосердия к ближнему и неблагодарности к Богу мучит человека, лишает его радости, изгоняя из Царствия Божия, царства любви.
Итак, притча призывает нас возвышаться над человеческим пониманием справедливости, помнить о небесных заповедях Спасителя и о нашем высоком предназначении. Будем давать без счета, и получим сполна; прощать, чтобы самим получить прощение. Не дадим злу побеждать нас, но будем побеждать зло добром (Рим. 12, 21), чтобы оказаться достойными не только земных, но и небесных даров. Чтобы радость всепрощающей любви стала нашим достоянием вместе со всеми Святыми в Царствии Божием. Аминь.