Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лк. 9, 1-6).
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 26-29).
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали в Евангелии, как Господь призывает двенадцать Своих учеников и посылает их проповедовать Царствие Божие, врачуя различные болезни. Он дает им силу, власть, способность исцелять людей и изгонять бесов, но при этом наставляет: «Не берите с собой ни сумы, ни хлеба, ни серебра, не берите даже двух одежд. Потому что вы, благовествующие силу Бога, Его любовь и промышление о всех людях, сами должны уповать на Его Промысел. Не надейтесь на свою предусмотрительность и опирайтесь не на жезл, не на деньги и другие средства, а только на Господа, Который позаботится обо всём необходимом».
Ограничивая апостолов во внешнем, Господь оберегает их от тлетворного действия власти и богатства, потому что, когда человек обладает какой-то силой и властью, он начинает портиться и дары, которые получил от Бога, приписывать себе. Христос говорит: «В какой дом войдете, там оставайтесь», – т.е. не переходите из дома в дом, не пользуйтесь почетом и дарами, не выбирайте, где побогаче, но проповедуйте искренне, чисто, бескорыстно, в простоте. Чтобы действие Бога не ослаблялось человеческими изобретениями, чтобы проповедь истины не затемнялась вашими страстями.
Не подавайте никакого соблазна своим поведением, не давайте повода ищущим повода (Ср. 2 Кор. 11, 12). Потому что уверовать в Царствие Небесное для человека земного – это подвиг, это даже в каком-то смысле безумие, отрыв от привычных норм. Нужно умом и сердцем перенестись в Царствие Божие, в мир иной, высший, духовный, где другие законы. И человек, которому трудно пойти на этот шаг, трудно отказаться от привычного, начинает искать оправдания своей нерешительности или своему отказу. Он смотрит на проповедующего и говорит: «Вот, у него две одежды, вот, у него есть сума, а в ней хлеб или серебро, как же он учит меня духовному, а сам ещё человек земной?!» Поэтому Господь призывает апостолов скорее самим пребывать в лишении и терпеть недостаток, чем соблазнить кого-то из немощных.
«Но если люди, – говорит Христос апостолам, – не принимают эту вашу простую, смиренную, искреннюю и несвоекорыстную проповедь, то вина не на вас, они сами виноваты в том, что отвергли жизнь вечную. Они избрали другой путь, путь смерти вместо пути жизни. Поэтому оттрясите даже прах от ног ваших, нет у вас с ними ничего общего, и идите проповедовать другим».
В первые века христианства благодать Божия изливалась потоками, явно для всех совершались многие чудеса. Проповедавшие должны были донести до людей благовестие, а люди – сделать выбор, а потом быть верными ему в своей жизни. С тех пор ничего принципиально не изменилось. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), и слово Его по-прежнему сильно. Оно разделяет в сердце человека добро и зло, судит помышления и вызывает внутреннюю борьбу. Семя проповеди, упав в благодарную почву сердца, как и тогда, незаметно растет, и человек постепенно созревает для Царства Небесного. Но мир стал сложнее, люди стали сложнее, и эти сложности, если не сказать страсти, мешают семени расти, забивают его, препятствуют человеку ясно видеть, что на самом деле в нем происходит. Поэтому как проповедующий, так и желающий услышать слово истины должны стремиться к простоте, чистоте и внутренней свободе, чтобы не мешать Богу действовать и не замутнять чистейший источник Божественного Откровения.
Апостол Павел, обращаясь к коринфянам, которые делились на партии и говорили: я – Павлов, я – Аполлосов, я – Кифин, спрашивает: «Неужели разделился Христос?» Вот так человеческое, привнесенное в область веры, становится причиной споров и разногласий, люди начинают гордиться своими предпочтениями, учителями, положением – чем угодно, и отделяются друг от друга. Апостол призывает их быть проще и говорит, что и сам благовествует «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1, 17). Будучи человеком образованнейшим, он говорит в простоте, чтобы не затмить человеческим искусством истины о Кресте, об этой суровой реальности нашей жизни, которую надо принять. Никакие замечательные слова не могут отменить необходимости нести свой крест, подчас очень тяжелый, но без этого он не был бы спасительным. Потому что без Креста, без испытаний в этой жизни, которые мы преодолеваем с помощью Божией, не может быть победы, не может быть Воскресения.
И вот в сегодняшнем апостольском чтении святой Павел спрашивает коринфян: «Многие ли из вас мудры, многие ли благородны по мирским понятиям? Вы сами видите, что нет. Но вы откликнулись на призыв Бога, а мир в своей сложности не познал Бога и удалился от Него. Поэтому, избрав вас, Господь через немудрое и неблагородное посрамляет мудрость века сего». Ему смешна и противна гордость человеческая, противоположная смирению и любви. Поэтому Творец рода человеческого разрушает все гордые начинания людей, все вавилонские башни от земли до неба, которые только разделяют людей между собой и удаляют их от Бога. Ему угодны люди верные, смиренные и простые, т.е. не сложные и не лукавые, потому что только они могут вместить в свое чистое сердце объединяющую всех любовь. Чтобы Слово Божие было действенным в наших сердцах, мы должны стать проще, прозрачнее, победить в себе страсти, заслоняющие и рассеивающие свет истины. Мы призваны свидетельствовать о Боге не столько словом, сколько делом и всей своей жизнью, своей верностью Христовым принципам, чтобы благодать в союзе с совестью и здравым смыслом одержали победу над злом и в нас, и в каждом человеке. Аминь.