О внутреннем росте и внешнем имении

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мк. 4, 24-31).

Во вчерашнем Евангелии Господь объяснял притчу о сеятеле, о том, как важно ценить слово Божие. А сегодня Он продолжает: «Замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4, 24-25). А в другой притче Господин прямо отбирает талант у закопавшего его в землю и отдает приобретшему десять талантов.

Казалось бы, по-человечески несправедливо отнять у того, у кого мало, и дать тому, у кого много. Нам порой кажется, что надо наоборот отнять у богатого и отдать бедному, чтобы было равенство. Но представьте себе две ели: одна – маленькая, чахлая, полметра ростом, а другая – высокая и крепкая. Вот если мы отрежем половину от высокой и поставим на маленькую, будет ли польза? Мы привыкли в этом мире рассуждать категориями собственности, обладания вещами. Но Господь говорит, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15) и что даже если весь мир приобретем, а душе повредим, не будет нам от этого пользы (ср. Мф. 16, 26).

И вот Господь в притче очень четко дает нам понять: что же есть жизнь человеческая. Почему имеющему дастся? Потому что мы подобны растению, которое развивается по внутренним законам. Невозможно ускорить рост побега, если его тянуть вверх, он все равно растет так, как требуют законы роста. И Царствие Божие, как говорит Господь, подобно семени, которое падает в землю нашего сердца. Человек живет, ложится, встает и не знает, как оно постепенно растет и развивается. А когда даст колос и принесет плод, тогда Господь посылает жнецов, потому что душа готова для Царствия Небесного.

Если семя растет и развивается, то ему нужно больше и больше питания, воды и света. Большое дерево сколько впитывает влаги, сколько берет из земли полезных элементов?! А если мы будем заливать и перекармливать маленький росток, то ему от этого большой пользы не будет, он даже может погибнуть от преизбытка.

Так и Царствие Небесное, семя благодати развивается в нас по нашему желанию его воспринять. Если мы алчем и жаждем правды, стремимся к Богу, то ощущаем свою нищету в духовном плане и понимаем, что далеки от совершенства, что нам нужно больше и больше. И сколько бы Господь ни давал нам Своей благодати, нам хочется большего. Это говорит о здоровом устроении души, о том, что она принимает верой Божии благословения и духовно растет, расширяется.

А человек безразличный, теплохладный, живущий в этом мире своими суетными интересами и пристрастиями, не хочет, не просит и не получает. И если вдруг попросит, то может вместить очень малое, потому что не трудился над своим сердцем, над своим умом, чтобы увеличить их вместительность. Он не растет, потому что не стремится быть с Богом, взирать на Него в молитве, от чего происходит расширение и преображение души, ее уподобление Христу и спасение.

Итак, если живете по духовным меркам, приобретая добродетели, то вам будет дано и приумножится то, чего ищете, единое на потребу, а если по мирским, то отнимется и то малое, что имели в начале, а затем растеряли. И отнимется не силой, просто рассеется, подобно дыму как неразвитый зародыш и нереализованные возможности.

Сегодня мы празднуем память двух Святителей, принесших Церкви много плодов. Один, Митрофан, епископ Воронежский, которого высоко ценил царь Петр Первый, прожил долгую жизнь. Он многие годы совершенствовался, до 40 лет будучи женатым священником, был рукоположен в епископа почти в 60 лет, а затем обильно плодоносил, дожив до 80-ти. А второй, свт. Иоасаф Белгородский, развивался стремительно, еще с молодости показав великую ревность и таланты, и быстро созрел для Царствия Небесного. Он почил о Господе, не дожив и до 50-ти, из которых всего 6,5 лет сиял на святительской кафедре. Тем не менее, как и первого, Господь прославил его чудесами и даровал великий плод, доныне умножаемый святительскими молитвами и помощью.

Итак, будем наблюдать, как мы слушаем зов Господа, будем стараться услышать премудрость Божию и дадим Христу, семени Его благодати, развиваться в нашем сердце. Создадим для этого семени слова Божия благоприятные условия в нашей душе. А эти условия – участие в церковных таинствах. Если мы пребываем в Церкви, если читаем Святое Евангелие, если стараемся поступать в своей жизни по заповедям и по велениям совести, то это семя будет развиваться. Из горчичной маленькой крупицы оно вырастет в огромное дерево, духовное здание, в прохладе которого будем блаженствовать не только мы сами, но и многие другие.

Господи, помоги нам открыть свое сердце Твоему слову, Твоей благодати, чтобы возрасти нам в меру возраста Христова, в меру граждан Царствия Небесного. Аминь.

Произнесена 17 сентября 2019 г. во вторник 14-й Недели по Пятидесятнице на Литургии в Новоспасском монастыре. Толкуемое зачало: Мк. 4, 24-34 (17).