Господи, неужели мало спасающихся?

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием (Лк. 13, 18-29).

Сегодня мы слышали в Евангелии, как Господь ходил по селениям, городам и проповедовал Царствие Божие, и некто спросил Его: «Господи, неужели мало спасающихся?» Вопрос этот и нас интересует, потому что мы часто видим людей интересных и талантливых, которые не идут за Христом, Он им не нужен. И мы начинаем размышлять об их участи в вечности. Вопрос веры и спасения души их не интересует, но ведь они такие хорошие, замечательные, пусть тоже спасутся, может, это не так принципиально? Потом, если спасутся все, то можно и не стараться особо, пожалеть себя, а если спасающихся мало, то и нам есть чего опасаться.

Господь, Который всегда говорит только нужное для спасения, отвечает на этот вопрос так: «Подвизайтесь, старайтесь войти через узкие врата, пока они открыты, пока есть время». Потому что тогда, когда они закроются, многие захотят войти и не смогут. Будут стучать, а Господь им скажет: «Я вас не знаю ‒ кто вы и откуда».

Дело в том, что Бог создал человека для общения с Собой. Царство Небесное, говорит Господь, находится внутри нас, и, чтобы найти его, не нужно подниматься на небо. Не трудно, естественно для нас искать в своей жизни Бога, соединиться с Ним в сердце и обрести спасение. Неслучайно в сегодняшнем Евангелии Господь Царствие Божие уподобляет горчичному зернышку, брошенному в землю. Маленькая, ничтожная крупица жизни, попав в сродную себе стихию, начинает развиваться, расти по заложенным в ней законам и превращается в огромное дерево, на котором даже «птицы небесные» найдут себе отдых и укрытие. И наша душа, развиваясь в благодати Божией, из маленькой, мало чем отличающейся от миллионов себе подобных душ людей, а в чем-то даже от животных, становится уникальной и богоподобной, так что и Ангелы восхищаются её величием.

Семя создано для земли, а земля для семени, так и душа создана для Бога, и Бог сроден душе. В Крещении Господь вкладывает в нашу душу семя веры, и надо только создать условия, чтобы не препятствовать его росту, духовным законам развития. А условия – это исполнение заповедей и пребывание в общении со Христом в Его Церкви, соединение с Богом в таинстве Причащения.

И другое сравнение: женщина в большое количество муки, а три саты – это больше 20 литров, положила закваску, началось брожение, которое постепенно весь этот объем превратило в готовое тесто.

Итак, эти два сравнения говорят о том, что Господь всё уже за нас продумал в деле спасения души, и наше дело – не мешать, а набраться терпения и создать условия для того, чтобы дело Божие было успешным в нас. Если положить в муку камень или закваску бросить в воду – ничего не произойдет. Но душа наша, как говорил ещё Тертуллиан, по природе – христианка. И для нее естественно быть с Богом, естественно, чтобы благодать Божия росла в ней и приносила духовные плоды, без которых невозможно сподобиться радости вечной жизни.

Поистине, «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 14). Потому что, чтобы идти за Христом, чтобы стать Ему подобным, надо себя ограничивать, и, конечно, это бывает нелегко в этом мире нам, пораженным грехом. Но если мы не успеем в этой жизни войти в эти врата, если не перейдем на тот берег, прежде чем разведены будут мосты, другой возможности не будет. Господь говорит: «Я – дверь, кто войдет Мною, тот спасется, потому что душа его найдет для себя сродную ей пищу и жизнь вечную». «Кто не собирает со Мною, ‒ говорит Христос, ‒ тот расточает» (Лк. 11, 23). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

И когда уже будет поздно, жизнь закончится, отвергшие Христа опомнятся, будут стучать в закрытые двери и говорить: «Господи, Господи, открой, нам страшно, пусти нас туда, куда пускаешь всех Твоих». Но Он скажет: «Я вас не знаю». Господь знает Своих, тех, кто принял Его всем сердцем и изменил свою жизнь, чтобы быть с Ним. А жившие своими собственными интересами и удовольствиями, служившие себе и мамоне напрасно будут потом говорить: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты», – т.е. мы слышали и говорили о Тебе, даже назывались христианами. «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». Потому что вера познается из дел, а дела веры и благодать Божия созидают дух, который должен быть похож на Христа. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9).

Эти люди могут сказать: «Да, мы не соблюдали постов, не ходили в церковь, ‒ как некоторые говорят: я верующий, но без фанатизма, ‒ однако в душе-то верили, в душе-то мы признавали Бога». Но одного теоретического признания мало, потому что жизнь дана на строительство. Не на песке мирских страстей, но на твердом камне веры во Христа нужно построить здание добродетелей, чтобы Сам Бог мог вселиться в нем. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Если в чужом и неправедном богатстве, в том, что Бог дал нам авансом: время, силы, способности и возможности – мы не будем верны, кто доверит нам наше, предназначенное для нас небесное наследство? (Ср. Лк. 16, 10-12). Даже то, что имели, будет взято у нас, а наша часть наследства отдана тем, кто на эти таланты приобрел другие ‒ нетленные и вечные.

Конечно, мы не можем знать, спасется ли тот или иной человек, что будет с последователями других религий, как спасутся народы, которые жили до пришествия Христа, это дело справедливости и милосердия Бога. Несомненно одно: если мы, христиане, которым даны эти великие сокровища, не используем их, пока есть время, если не войдем в узкие и тесные врата, не полюбим Господа нашего Иисуса Христа всей душой и не сольемся с Ним духом, то мы не увидим жизни вечной. Поэтому будем молиться, чтобы все спящие, и мы в первую очередь, проснулись, обратились ко Господу, чтобы успеть духовно слиться и сродниться с Ним прежде, чем закрыты будут для нас двери спасения по окончании земной жизни. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 25), ‒ говорит Господь. Это значит, что любовь ко Христу и будет для нас пропуском в просторное Царство Бога, где истинная свобода, вечная жизнь и веселие в Духе Святом. Аминь.

Произнесена 3 января 2015 г. в субботу на Литургии на подворье РДМ в Магдале,