Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 14-21).

Приближается праздник Преображения, когда Господь восходит на гору с избранными учениками и преображается перед ними. Они видят там нетварный свет, славу Божества, Царствие Небесное, пришедшее в силе, но когда спускаются, снова погружаются в мир с его проблемами. Приблизившись к народу, они застали его в смущении, книжники спорили с апостолами по поводу бесноватого юноши, которого те не смогли исцелить.

Мы видим этого несчастного юношу, которого мучает нечистый дух. Это образ того, как люди идут по жизни ложными путями. Есть два пути, как говорили древние христиане: путь жизни и путь смерти, путь добра и путь зла. И вот, избрание неверного пути приводит к тому, что власть и свобода, данные человеку Богом, переходят к демону. Если ты не умеешь пользоваться умом во благо, если здоровье употребляешь не на то, а свобода является для тебя поводом ко греху, всё это может быть взято от тебя для вразумления. Силы зла издеваются над несчастным юношей, бросают его в огонь и в воду, повергают на землю – символ унижения человеческого достоинства, смешения его с грязью. И человек испускает пену, скрежещет зубами и оцепеневает, осмысленное существование замирает. В нем остается только какое-то животное начало, а всё человеческое подавляется демоном.

Но этот отрок не вполне ответственен за происходящее, ведь эта болезнь у него с детства, причём обостряется с новолунием. Здесь мы видим преемственность зла: за грехи родителей страдают дети. Ко греху Адама каждый добавляет свои грехи, и так эта отрава, как по реке, передается из поколения в поколение. Только Бог может разрушить этот порочный круг, но если мы не каемся, то беды только усугубляются.

Господь всемогущ, Он страдает, видя мучения Своего создания, и, конечно же, силен всё исправить, но для этого нужны желание и вера самого человека. И Господь исцеляет этого отрока по вере его отца, произнося с болью: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 19). Кому Он это говорит? Отцу отрока, самому отроку или апостолам, которые не смогли исцелить больного? Конечно, и отцу, потому что, испробовав все, он лишь в последнюю очередь думает о Боге. Как и многие люди, он воспринимает Церковь как последнее средство, когда ничего не помогает, приходит к апостолам, как в аптеку за лекарством. И ученики не смогли ему помочь без его веры. Даже ко Христу он обращается: «Если что сможешь… помоги нам» (Мк. 9, 22), – это не слова глубокой веры. Уже здесь заложено какое-то сомнение, а сможет ли Господь? Но Христос укрепляет его веру, говоря: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23). И тогда только отец находит в себе силы и кричит со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 24). И эта воздвигнутая Господом вера спасает его сына.

Часто люди малоцерковные обвиняют служителей Божиих в том, что не могут получить желаемого от Христа. Они хотят здоровья, благополучия, но ищут не Бога, а Божьего, ищут без веры и ропщут, что в Церкви верующие не такие, священники не настоящие. Вот если бы самому Христу могли достучаться, то тогда Он бы, конечно, помог. Но они забывают о главном: Христос здесь, в Церкви! Нужна вера и искреннее обращение, чтобы произошло исцеление.

Да, Господь укоряет народ, но Он укоряет и апостолов, что они не смогли найти в себе должной веры для чуда. Он дал им власть, но они, среди шумящей толпы и зорко следящих за ними и обвиняющих книжников, не нашли в себе сил собраться и с детской верой исцелить юношу. Действительно, и мы, служители Церкви, и прихожане часто являемся препятствием для людей внешних, потому что не дотягиваем до тех идеалов, к которым влечет нас Господь. Мы не любим друг друга, мы не веруем всей душой – и в этом причина нашей неспособности помочь. Господь, когда апостолы обратились к Нему: «Почему мы не могли изгнать его», – говорит: «По неверию вашему» (Мф. 17, 19). Потому что, если бы у нас была вера хотя бы с горчичное зерно, то тогда мы могли бы и горами двигать, но за скудостью веры мы бессильны перед злом и не можем помочь тем, кто нас просит.

Итак, чтобы бороться со злом в себе и помогать другим, необходима вера. Но просить нужно с желанием исполнить волю Божию, потому что вера – это и доверие Богу. Если мы что-то просим, то должны набраться терпения и довериться промыслу Божию, может быть, мы что-то не так понимаем. О том, на что определенно есть воля Божия, например, спасение ближнего, надо молиться без всякого сомнения. А есть вещи второстепенные, о которых мы можем просить, но со смирением: «Господи, управь по Своей благой воле». А о прочем, о материальных благах, например, Господь и не велит просить: «Ищите прежде Царствия Божия, а остальное приложится вам» (ср. Мф. 6, 33).

Итак, необходимы вера, смирение и послушание промыслу Божию. Но есть ещё две необходимые вещи, чтобы Бог услышал нас. Чтобы зло оставило нас и наших близких, нужны пост и молитва. Господь говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Молитва – это общение, соединение с Богом, потому что мы не можем ничего творить в этом мире без Бога, без Его помощи, без Его благодати. А пост – это посильный подвиг ради своего очищения для общения с Господом.

Для спасения недостаточно одной веры и молитвы, нужна богоугодная деятельность. Апостол Павел говорит, что не делами мы спасаемся, но верой. А апостол Иаков, напротив, утверждает, что вера без дел мертва, и мы показываем свою веру через дела веры. Кто из них прав? Православная Церковь исповедует, что мы спасаемся верою, действующей любовью, подтвержденной делами веры. Поэтому от каждого христианина требуется подвиг, и подвиг этот – пост, бдение, труд, работа над собой, воздержание и ограничение себя. Это нужно для того, чтобы освободить силы души для духовного, обратиться к Богу всей душой, всей цельностью своего внутреннего устроения. И тогда наша молитва будет иметь силу, а вера будет укрепляться жизнью по вере, нашим собственным подвигом.

Сегодня, когда зло усугубилось, когда мир полон страстей, напастей, болезней, где даже дети страдают, не получив от родителей ни веры, ни любви, мы должны утверждаться в нашей вере, чтобы быть светом во мраке, указателем пути ко спасению. Господь любит всех и может всех спасти, но Ему нужен повод, чтобы эти ходящие во тьме люди обратились к Нему. Ему нужны другие люди, которые с любовью, по зову милостивого сердца просили бы за них и сами были бы для них примером.

Итак, восходя на гору евангельского совершенства, к свету и нашему личному Преображению, не будем забывать о мире, потому что для того и дает Господь благодать, чтобы мы помогали другим, возрастая в любви. Но в то же время, помогая людям, не будем дружить с миром и оскверняться им, чтобы не остаться внизу, но с избранными апостолами подняться на гору Преображения и не лишиться божественного света, света истины, которого дает Бог любящим Его. Аминь!

Произнесена 18 августа 2014 г. в Неделю 10-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.