Сегодня мы совершаем память первомученика и архидиакона Стефана – первого диакона и первого мученика Церкви. Причём первым он был не только по времени, но и по силе служения, являясь примером для всех последующих. Святой Стефан был лучшим из семи диаконов, избранных апостолами на служение любви в Иерусалимской Церкви. По свидетельству Священного Писания, «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса в народе» (Деян. 6, 8). Любовь двигала им и тогда, когда он обличал своих братьев по плоти, и эта любовь, испытанная мученичеством, оказалась подлинной. В ней не было примеси вражды и неприязни, и потому её не смог угасить поток лютой ненависти со стороны иудеев, побивавших его камнями. Вот пример истинной любви к врагам: праведника убивают, а он молится о прощении грехов своих губителей.

Не будучи в состоянии противостоять Стефану, мудрости и духовной силе его слов, иудеи оклеветали его, схватили и привели в Синедрион. Лжесвидетели обвиняли его в хуле: «Мы слышали, как он говорил, что Иисус Назарянин разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» (Деян. 6, 14). Первосвященник спросил его: «Так ли это?»

И вот святой Стефан произносит пространную речь, где, начиная с Авраама, говорит о том, как Бог заключил с ним договор и дал обетования, и как потом эти обетования исполнял. Дух Святой через Авраама, Моисея и других угодников Божиих вел народ иудейский ко спасению, а этот народ всегда противился Его велениям. Иудеи ссылаются на авторитет Моисея, а сами не желали слушаться его. Они предают его, когда он убивает египтянина, чтобы избавить их от рабства, они ропщут и оглядываются на «египетские котлы», когда он ведет их через пустыню в Землю Обетованную. В то время как Моисей на горе получал от Бога скрижали Завета, они уже сделали себе золотого тельца и пировали, поклоняясь идолу, как и в дальнейшем многократно изменяли истинному Богу.

Святой Стефан прямо обличает иудеев: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!» (Деян. 6, 51). Ведь завет обрезания, который дал Бог Аврааму, символизирует отсечение своих страстей и пожеланий для служения Богу, а они не слышали, что им говорил Бог, и любили не то, что было Ему угодно. Они не поняли и не соблюли этого завета с Богом, всегда противились Духу Святому. Потому, действительно, Иисус разрушит это место, вырубит сад, который не насадил Отец Его Небесный, и переменит обычай Моисея, т.е. отменит ветхозаветные требования и заключит новый Завет с людьми.

Не случайно мы слышали сегодня евангельскую притчу о злых работниках виноградника – духовных вождях израильского народа, которые пытались присвоить достояние Божие и постоянно убивали посланников Отца Небесного – пророков и праведных. В конце концов, они убили Самого Мессию Христа. Ужасно, когда один человек убивает другого из-за денег или вражды, он непременно понесет наказание уже в этой жизни. Но ещё ужаснее, страшнее и безумнее, когда человек убивает Бога, пытаясь присвоить себе Его достояние. И мы видим, чем это закончилось для рода иудейского.

В конце притчи Господь приводит слова пророка Давида: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла» (Пс. 117, 22). Иудеи, повинуясь своим страстям, которые сделали их слепыми и безумными, отвергли Самого Христа – основание всякого добра, а вместе с Ним отвергли и главный принцип жизни – любовь, которая объединяет. Пытаясь построить здание своего благополучия на песке, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, они оказались неверными Богу и были рассеяны по всей земле. Сбылись слова Господа, приводимые святым Стефаном: «Приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона» (Деян. 42-43).

Но эта притча обращена и к нам с вами, дорогие братья и сестры, потому что мы Храм Духа Святого, мы тоже призваны к строительству, к созиданию дома добродетелей на основании Иисуса Христа. Нам Господь тоже доверил виноградник, поэтому мы должны прислушиваться к Его посланникам – внушениям совести, – не прогонять и не убивать их. Когда к нам под видом нуждающегося ближнего приходит Сам Христос, мы должны быть готовы одарить Его духовными плодами души: миром, благожелательностью и любовью, – даже если этот ближний не таков, каким мы хотели бы его видеть.

Господь наш Иисус Христос творит всё новое. Он призывает нас выйти, как Авраам, сердцем и умом из земли греха, чтобы достичь земли обетования – обрести в себе Царство Небесное. Он призывает нас избавиться, подобно Моисею, от египетского рабства страстей, пройдя через пустыню воздержания и молитвы. Христос хочет увидеть нас преображенными, обновленными согласно Его духовным законам, законам правды и любви, и Он создал для этого в Церкви все условия. Поэтому, творя в самом начале Успенского поста память св. первомученика Стефана, мы уже предвкушаем Преображение Господне как свое собственное преображение. Восхищаясь таинством Успения Божией Матери, Которая чудесным образом «преставилась» от земной жизни к жизни вечной вместе со Своим пречистым телом, мы несомненно верим и горячо надеемся, что и сами ещё в этой жизни обновимся и преобразимся во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Произнесена 15 августа 2015 г. в субботу 10-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.