1471848158

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3, 9-17).

В эти дни мы празднуем Преображение Господа на горе Фавор, когда Спаситель явил Свою небесную славу перед учениками. Цель христианской жизни как раз и заключается в том, чтобы стать причастником этой славы, этого божественного света и благодати, обрести в своем сердце Царствие Небесное. Господь желает вселиться в каждого из нас, чтобы преобразить и освятить наши души. Но для этого необходимо изгнать из сердца всё греховное и нечистое, ибо Бог и грех несовместимы.

«Разве вы не знаете, – говорит сегодня Апостол, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). Мы призываем в молитве Святого Духа: «Прииди и вселися в ны». Но готова ли к этому наша внутренняя храмина? Пророк Малахия говорит: «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете… и кто выдержит день пришествия Его?.. Ибо Он – как огонь расплавляющий» (Мал. 3, 1-2). Да, Бог – это огонь, очищающий добродетель и попаляющий порок, так что сросшийся, отождествивший себя с грехом сам рискует погибнуть.

Для спасения нам следует, по слову Апостола, «устроять из себя дом духовный» (1 Петр. 2, 5), Божие жилище, что невозможно без помощи благодати, ибо «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1).

В сегодняшнем апостольском чтении святой Павел говорит, что он «положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит… Строит ли кто на этом основании, – т.е. на Христе, – из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3, 10-13). Здесь речь идет о христианах, строящих дело спасения на камне – Христе, – а не о безумных попытках построить свое счастье на песке многобожия, самости и удовлетворения разнообразным прихотям: такие безумные постройки разрушаются даже до испытания их огнем. Что толку в крепком доме без фундамента, – когда добрые дела совершаются не ради Христа, – всё развалится под ударами стихии. Но и на правильном основании устраивать свою жизнь нужно с умом, потому что это здание будет проверяться на прочность.

Огонь здесь указывает на справедливый и нелицеприятный Суд, оценку итогов жизни и подлинности наших дел. Как если бы экзамен принимал компьютер, а не добрый преподаватель, беспристрастная стихия, а не человек. Здесь нет места жалости, уговорам и ходатайствам, огонь испытает твои дела, ценные и полновесные они, как золото и серебро, или же пустые и дешевые, как сено и солома. Под действием огня Божества истинные духовные ценности – вера, милосердие, любовь – будут проверены на подлинность, а всё временное и никчемное – порождения страстей и грешного мира, которому суждено погибнуть от огня, – истребится.

Мы говорим не о том, что если добиваться успеха в жизни неправедными способами, лестью, подкупом, обманом, разрушая для этого чужую жизнь, потерпишь провал и заслуженное наказание, это очевидно. Но и наши добрые дела должны быть устойчивыми, соответствовать основанию – Христу, как бы вырастать из него и совершаться во имя Господа, иначе все труды могут оказаться напрасными. «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, – продолжает Апостол. – А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 14-15). Потому и спасется, что строил, хотя и неразумно, на основании Христа.

Мы должны быть внимательными к качеству своего добра, к побудительным причинам своих слов и поступков. Что толку от высоких стен внешних дел, если они разъедены тщеславием и вот-вот рассыплются? Как любовь – крыша добродетелей – устоит на гнилых стенах, т.е. если не будет у нас достаточно веры, смирения и терпения?! Какая польза от прочих добротных материалов, если часть здания будет из соломы?! Оно рухнет при первом испытании, как рухнул библейский колосс на глиняных ногах[1], хотя голова у него была из золота, а корпус из железа. Скрытые в добрых делах страсти опасны ещё и тем, что при развитии могут подменить и само основание, превратиться в идол и самоцель, лишив, тем самым, своих рабов вечного спасения.

Но совсем не обязательно с трепетом ожидать Страшного Суда и последнего испытания огнем, чтобы определить качество своих добрых дел и расположений. Бог даровал нам мастерскую для производства и испытания ценных материалов – наше сердце. Как телесное сердце пропускает через себя всю кровь, так духовное сердце – центр человека – пропускает через себя все впечатления и чувства, оставляя доброе и отвергая худое. Есть у нас золотых дел мастер – ум, просвещенный верой и приобретший опыт в различении добра и зла, есть контролер качества – совесть, обличающая неправду и радостью поощряющая угодное Богу. Есть и пламя, постоянно поддерживаемое в печи сердца – неугасающая молитва, а от нее временами загорается огонь Духа, испытывающий чувства и очищающий их от греховных примесей. Благодаря этому, пользуясь данной Богом свободой, мы можем удаляться в жизни от зла и стремиться к благу, выбирать себе круг общения, направление приложения своих сил и достигать достойных целей.

Мало того, нам дана возможность соединяться в молитве с Самим Богом и даже приобщаться Его природе в таинстве Божественной Евхаристии. Общение с Богом и творение добрых дел ради Христа, как естественное следствие чистой добродетели, преображает душу, делает её богоподобной, похожей на своего Спасителя. Она сама начинает излучать свет, радость и любовь, потому что Бог, в Троице поклоняемый, избирает её в жилище Себе. Через Святых, как через Неопалимую Купину, Бог указывает нам путь из мрачного рабства страстям в Землю Обетованную, Небесный град, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21, 23).

Итак, будем готовить свой внутренний храм к пришествию благодати творением добрых дел, чтобы не бояться нам огня Божества. Ведь «поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 21). Будучи сынами света и дня, положим начало преображению во Христе в этой жизни, чтобы вместе со всеми праведными просветиться яко солнце в Царствии Отца нашего. Аминь.


[1] Дан. 2, 31–35.

Произнесена 21 августа 2016 г. в Неделю 9-ю по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.