Святые страстотерпцы

1471624233

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память святых страстотерпцев, благоверных князей Бориса и Глеба – угодников Божиих, прославленных в самом начале распространения христианства на Руси. Их издревле особо почитали русские люди как образец для подражания, как пример мужественного шествия за Христом. Потому что в решительный момент, когда нужно было выбирать между миром и Спасителем, между жизнью и смертью, они избрали верность Господу и Его святым повелениям: не убий, чти отца и старших, не сопротивляйся злу насилием, но побеждай зло добром. И они явили это мужество, такую силу духа, на которую не способны люди мира сего, лишенные помощи благодати Христовой.

Святые братья Борис и Глеб имели возможность выбора. В подчинении у Бориса находилось всё войско его отца, святого князя Владимира, по просьбе которого он ходил в поход против печенегов. Когда равноапостольный Владимир преставился, один из его старших сыновей – Святополк – скрыл смерть отца и вероломно хотел завладеть всей властью, погубив других наследников. Борису, как и его родному брату Глебу, были известны намерения узурпатора, но он не стал внимать советам тех, кто говорил: «Иди, победи Святополка и будешь справедливо властвовать, убей одного ради пользы многих». Он понимал, что кровью, убиением старшего брата невозможно достичь ничего доброго. Святые страстотерпцы знали, что их ждет смерть, если они первыми не выступят против Святополка, однако славе и богатству века сего они предпочли иную славу, славу последователей Христовых.

Эти милостивые, смиренные, подлинно красивые духом благоверные князья были прославлены в лике страстотерпцев, как позже и благоверный царевич Димитрий Угличский, и святые Царственные страстотерпцы. Святой царь Николай, хотя и имел возможность противостать злу силой, также избрал исполнение воли Божией, смирение перед тем, что должно было произойти по суду Всевышнего. Положив, таким образом, души за ближних своих, страдальцы за веру избежали большого кровопролития и ныне предстоят пред Богом в молитве за наше Отечество.

Поступок Князей-страстотерпцев многие тогда не поняли, как не всем понятен он и сейчас, считая его проявлением слабости, и это не удивительно. Господь говорит: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-20). Мир живет по иным законам и не понимает духовной логики.

Христос – это камень преткновения и соблазна, это пробный камень для всякого человека. Он пришел в мир, где добро со времени грехопадения перемешалось со злом, и отделил свет от тьмы, добродетель от порока. С тех пор, как Спаситель отдал душу Свою за искупление многих, пример Его любви возвышается среди нас, а всякая человеческая добродетель померкла и умалилась. Да, в этом мире много, как мы говорим, хороших людей, есть родственные отношения, дружба, целомудрие и проч. Но Христос пришел, и всё это потеряло свою абсолютную ценность. Отныне Спаситель – путь к совершенству и мерило добродетели, и если добро не связано с Ним, оно имеет невысокую цену. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня… и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37-38). Даже похвальная любовь отца к сыну и сына к отцу, если она отдаляет от Господа, становится преступной, как недостоин Христа и тот, кто идет за Ним и не исполняет Его повелений, чего бы это ему ни стоило.

Господь говорит сегодня в Евангелии апостолам: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка» (Мф. 10, 40-41). Принятие Христа означает принятие Бога, а отвержение Его свидетельствует об омрачении духа грехом и о вражде против Творца. Но принимать Христа нужно не формально, а как Путь, Истину и Жизнь, как руководство к действию. Только тот получает награду пророка, кто принимает пророка не как родственника или благодетеля, но как служителя Божия. Также и от Христа получит награду не тот, кто воспринимает веру как средство прибытка и достижения своих целей, а тот, кто принимает Господа как Искупителя и Спасителя от тирании греха.

Причём после пришествия в мир Христа ответственность за не следование Истине возросла многократно. Господь говорит: «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего» (Мф. 10, 24-25). Прежде всего, это касается отвергнувших Христа фарисеев и их современных последователей, а затем и всего мира, лежащего в грехе. «Но они возненавидели Меня напрасно», – добавляет Господь. Духовные законы действуют, и ныне мы не можем жить так, как жили люди до пришествия Христа на землю.

Итак, святые страстотерпцы Борис и Глеб в момент испытания избрали лучшее и доказали истину слов Господних, слышанных нами сегодня: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её» (Мф. 10, 39). Они спасли свои, и не только свои, души для жизни вечной, а нечестивый Святополк, подобно Каину, умер в страхе и трепете на чужбине, боясь справедливого воздаяния.

Так происходит и с теми, кто руководствуется человеческой логикой и думает облегчить себе жизнь, не выделяясь из мира, соглашаясь на грех, а учение Христово считает тяжелым и неисполнимым. Человек, созданный по образу Божию и призванный к совершенству, должен научиться иной логике, логике веры. Мы должны постигнуть тайну жертвенной любви, ведущей последователей Христа через страдание к жизни вечной. А опорой в скорбях да будут нам слова Господа: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20).

Мир порой лукаво пытается убедить нас в том, что мы должны заботиться о себе всеми возможными способами, и если сами не будем наступать на других, то нас съедят. Не будем слушать этих льстивых речей, помня, что мы подданные Царя Христа, Которому дана «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18); с Ним одним мы можем достичь подлинной радости и блаженства, и «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2, 19). Только верность Господу и Его слову сделает нас наследниками Христа в жизни вечной вместе со всеми Святыми. Аминь.

Произнесена 6 августа 2016 г. в субботу 7-й седмицы по Пятидесятнице на Литургии в Троицком соборе РДМ в Иерусалиме.